Платежи в интернете и мобильном: Как ошибаются и как решают проблемы — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Платежи в интернете и мобильном: Как ошибаются и как решают проблемы

Финтех и Карты
811
В Украине стихийно растет спрос на услуги удаленного банкинга. Финансисты продолжают закрывать убыточные и малоприбыльные отделения, а люди, которым надоело стоять в очередях возле касс, все чаще пользуются и интернет- и мобильным банкингами.
«Например, в нашем банке количество клиентов, пользующихся интернет-банкингом, с начала года выросло на 74%, мобильным банкингом — на 177%. Такие показатели обусловлены увеличением количества карт, ростом популярности дистанционных сервисов и стремлением клиентов экономить свое время», — рассказал заместитель директора департамента электронной коммерции и платежных средств Ощадбанка Святослав Кацалап.
Подтверждают мощную динамику и в других финучреждениях. «Количество зарегистрированных пользователей финансовой платформой нашего банка с начала года выросло более чем в три раза — до почти 48 000 человек. При этом ежемесячный прирост количества операций достигает 10%, а объемов операций — до 30%», — сообщили нам в пресс-службе Фидобанка.
Раньше наличием удаленных интернет-сервисов интересовались преимущественно работодатели — при выборе банка для выпуска зарплатных карт. А теперь это один из самых задаваемых вопросов людьми: кто-то и ранее обслуживался в прикрытых банках с подобными услугами (VAB Банк, Дельта Банк, «Финансы и Кредит»), а кто-то просто намерен по максимуму использовать запущенную в этом году 3G-связь.
«Все больше и больше клиентов интересуются при выборе банка, есть ли в предложении интернет-банкинг и мобильное приложение. Для многих клиентов это обязательное условие при выборе банка», — рассказала главный менеджер по развитию электронного банкинга Райффайзен Банка Аваль Инна Турлюн.
Потому этому будет уделяться все больше внимания. «В ближайшем будущем банки и дальше будут развивать интернет- и мобильный банкинг, у кого нет версии для планшетов — выпустят ее», — подтвердила нам начальник управления интернет- и мобильного банкинга UniCredit Bank Ирина Пашкетник.
Удобство и экономия времени
Уже традиционными для интернета и мобильных приложений стали стандартные платежи: оплата услуг ЖЭКов, интернет-провайдеров, мобильных операторов. А также погашение кредитов, пополнение депозитов и прочее.
Настоящий же прорыв произошел в платежах между людьми друг другу. Сначала это было просто удобно: зачем ехать передавать деньги через город, если можно перебросить деньги знакомому через интернет или мобильное приложение. А после увеличения стоимости проезда в общественном транспорте стало еще и экономичнее.
По мере развития технологий украинцы стали перебрасывать деньги друг дружке, даже находясь рядом. «Новинкой этого года стали переводы с карты на карту в режиме онлайн. Из-за понятного и простого интерфейса этот сервис помогает решать клиентам многие проблемы: от разбивки счета в кафе до многотысячных переводов. Сервис уже можно найти не только на банковских сайтах и сайтах платежных провайдеров, но и на других сайтах», — отметил председатель правления Украинского процессингового центра (UPC) Антон Романчук.
Популярность таких перебросок денег подтверждается статистикой о размере операций.
Как ошибаются
Самая распространенная ошибка человека при пользовании системами во время платежей в интернете или в мобильном приложении — это неправильное вбивание паролей на входе в систему.
Если трижды сделать это неправильно, финучреждение автоматически заблокирует этот аккаунт — войти на свою страницу в системе интернет-банкинга не получится.
У каждого финучреждения на этот счет свои правила: одним банкам достаточно назвать кодовое слово и реквизиты паспорта по телефону (оператору call-центра), а другим — нужно лично явиться в отделение и составить соответствующее заявление. После этого разблокировка обычно происходит моментально.
Второе место, по свидетельству банкиров, занимает ошибка с неправильным указанием реквизитов счета. «Часто проблема возникает при переводе денег неопределенным реципиентам», — подтвердила заместитель председателя правления «УкрКарт» по коммерческим вопросам Марина Тараба.
Достаточно промахнуться в одной цифре, заполняя поля платежного поручения, и средства отправятся не по адресу.
«Если деньги уйдут на имя организации (например, коммунального предприятия) или человека и не смогут достичь своей цели из-за неправильно введенных данных, то они зависнут на транзитном счете банка — получателя средств. Почему? Его операционисты просто не будут знать, кому они предназначались. На этом транзитном счете они будут находиться до выяснения всех обстоятельств. Никуда не пропадут», — заверил нас член правления Проминвестбанка Владислав Кравец.
Вернуть «потерявшиеся деньги» и направить правильным курсом можно, явившись в свой банк (в котором пользуетесь системой интернет-банкинга): написать заявление на возврат суммы, и финучреждение будет связываться с банком-получателем и возвращать средства. После чего их вернут на счет физлица-отправителя, и человек снова сможет их переслать в нужном направлении.
Вся процедура может занять от одних суток до нескольких дней. Многое будет зависеть не только от вашего банка, но и от отзывчивости и скорости работы банка-получателя.
Но «хороший конец» гарантирован истории только в том случае, если ошибочные реквизиты счета не совпадут с реальными у другого получателя. «Если клиент промахнулся на одну цифру и выяснится, что такой счет тоже есть, но принадлежит другому человеку, то дальше все будет зависеть от порядочности получателя средств. Либо он признает, что получил не свои деньги и вернет их отправителю, либо настоит, что сумма его. В этом случае отозвать платеж нельзя, банк ничего не сможет сделать», — уточнил Кравец.
Третья проблема чаще всего возникает у тех пользователей интернет- и мобильного банкинга, которые пользуются услугой под названием «рекуррентные (автоматические) платежи» — это регулярные перечисления. То есть человек вводит удобную ему дату, скажем, 8-е число каждого месяца, и дает банку на полгода-год поручение ежемесячно автоматически оплачивать поступающие счета жэка, «Киевэнерго», кабельного или мобильного оператора и прочих обслуживающих организаций. Такие платежи становятся обыденностью, и люди не следят за реквизитами счетов, на которые уходят деньги. Если им об этом не напоминает обслуживающая компания, то в случае смены банка возникают проблемы с поиском денег.
Такие проблемы в этом году были, например, с «Киевэнерго» и рядом жэков, переводившими счета в другие банки. Не все своевременно об этом предупреждали потребителей, и возникала путаница. Люди продолжали платить на счета в «старом» банке, и не всем удавалось найти и вернуть эти деньги после зависания на транзитном счете. Ситуация осложнялась еще и тем, что в банках — получателях денег вводилась временная администрация, и отозвать их было невозможно. «В этом случае у человека остается один вариант возврата денег: дождаться начала выплат компенсаций пострадавшим вкладчикам Фондом гарантирования вкладов. Люди, отправлявшие платежи, попадают в ту же категорию, что и вкладчики», — объяснил начальник казначейства Евробанка Василий Невмержицкий.
Четвертая проблема относится не сколько к использованию удаленных платежей, сколько к беспечному отношению к хранению данных (логинов и паролей).
Вернуть потраченное чадами без ведома взрослых обычно не удается.
Как обманывают
Правильное хранение логинов и паролей (в укромном месте, подальше от чужих глаз) при использовании интернет- и мобильного банкинга — очень важный момент.
Специалисты служб безопасности банков настаивают на том, что сохранение данных о счете и доступа к нему защитит владельца от мошенников, которые время от времени разворачивают охоту за банковскими данными.
В последнее время это стали чаще делать при помощи обзвона или электронных запросов (по e-mail) якобы от имени банка. Потому финансисты постоянно напоминают, что люди ни в коем случае не должны никому разглашать не только реквизиты своего карточного счета или CVV-код, указанный на обороте пластика, но и пароли к системам интернет- и мобильного банкинга.
Также данные могут похищаться при помощи вирусного программного обеспечения. «Устанавливайте программное обеспечение на отдельный персональный компьютер с лицензионной операционной системой и всеми последними необходимыми обновлениями для нее. Только так вы сможете включить в настройках операционной системы автоматическое обновление от производителя. Обязательно обновляйте средства защиты: антивирусное ПО, персональный сетевой экран (файрвол/межсетевой экран), средства защиты от несанкционированного доступа (личная учетная запись пользователя, без прав администратора, с использованием пароля)», — посоветовал руководитель по безопасности технологий розничного бизнеса Альфа-Банк (Украина) Сергей Досенко.
Банкиры настаивают на том, чтобы люди при входе на страницу интернет-банкинга никогда не пользовались опцией «запомнить пароль по умолчанию» — всегда вводили его вручную. Ведь достаточно вам даже на непродолжительное время оставить без надзора ноутбук, планшет или мобильный телефон, и растратить ваш счет сможет любой по близости человек. Еще хуже будет, если вы потеряете гаджет.
«Есть универсальное, можно сказать, «золотое» правило, придерживаться которого мы рекомендуем всем клиентам: потеря смартфона или планшета, контроля над его работой (признаки вирусного заражения) равносильна потере платежной карты. Тут необходимо срочно уведомить банк. Так же стоит поступить в случае, если клиент потерял мобильный телефон, номер которого является основным для управления счетами через одноразовые пароли или для голосовой авторизации», — сказал нам Досенко.
Он также посоветовал быть аккуратнее с обновлением приложений и программных обеспечений. «Год назад в Европе кибермошенники массово использовали схему, в которой от имени банка (в электронном письме) предлагали обновить версию мобильного приложения интернет-банкинга», — напомнил эксперт.
Елена Лысенко
По материалам:
Вісті
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас