Артем Ковбель: Молочная отрасль Украины или свет в конце тоннеля — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Артем Ковбель: Молочная отрасль Украины или свет в конце тоннеля

Аграрный рынок
829
Ни для кого не секрет, что молочная отрасль Украины переживает не самое лучшее время по ряду факторов: с одной стороны, мировой рынок молока находится в крутом пике, которое длится уже довольно долго, начиная с середины 2014 года, с другой стороны – кризис в экономике страны и кардинальное изменение географии рынков сбыта молочной продукции.
Если говорить о конкретике, то:
- на значительное ухудшение ситуации в молочной отрасли повлияло закрытие такого стратегически важного для Украины рынка сбыта, как РФ, куда Украина ежегодно поставляла значительную часть молочной продукции, на данный момент рынок фактически потерян;
- низкая цена на молочном рынке обусловлена снижением платёжеспособности населения и оптимизацией потребительской корзины;
- все ещё 80 % молока производится домашними хозяйствами, которые в свою очередь из–за кризисные ситуации в стране и невозможности содержания КРС (крупного рогатого скота), вынуждена сокращать его поголовье. Данный факт естественно ведёт к снижению предложения на молочном рынке и в перспективе приведёт к его дефициту и увеличению импортной составляющей.
Некоторые из производителей, стараются восполнить потерянные рынки сбыта, покупая производственные мощности в других странах и экспортируя напрямую из этих стран. Так компания «Милкиленд», пытались решить проблему с закрытием границ с РФ купив завод по производству молочных продуктов в одной из стран ЕС, таким образом решая для себя 2 проблемы:
1. Восполняя часть потерянного рынка сбыта в РФ.
2. Получение фин. ресурса в валюте. Некоторые производители заранее диверсифицировали географию своих поставок, поставляя свою продукцию в Казахстан, Молдову, страны Азии и т.д. Они естественно в меньше степени ощутили потерю рынка РФ.
Также, среди проблем молочной отрасли, стоит отметить:
а) проблему сертификации украинской молочной продукции в странах ЕС. Украина все ещё не начала поставки молочной продукции в страны ЕС из-за нехватки разрешительных документов. В частности, «Эпидемиологическая инспекция», которая подтверждает безопасность украинской продукции, обойдётся государству в 35 млн. грн. Согласно законодательству ЕС, с целью того чтоб проверки были объективными, частный бизнес не имеет право выступать спонсором. В то же время, в Государственном бюджете деньги на этот год не предусмотрены. По факту, на данный момент, ни одна из украинских компаний не может в полном объёме реализовывать свою молочную продукцию в страны ЕС из-за сложностей с сертификации продукции.
б) раз уж мы говорим о выходе на рынки ЕС, стоит сказать, что на сегодняшний день стандарты украинского сырого молока не соответствуют европейским, возможно данный факт является сдерживающим в развитии рынка молочной продукции в странах ЕС. Кроме того, на данный момент мы проигрываем в ценовой политике Европейским производителям, так как наше молоко стоит столько же, а иногда и дороже.
в) Украина заключила соглашение с Китаем о поставке молочных продуктов. Компания «Террафуд» даже успела осуществить первую поставку партии сухой сыворотки. С одной стороны, данный документ есть большим плюсом, с другой стороны, рынок Китая не настолько велик чтобы восполнить существенные объёмы поставки молочных продуктов на свою территорию. 
Таким образом, принимая во внимание все выше изложенное, проблемы молочной отрасли не ограничиваются только лишь внешними факторами и общемировыми тенденциями, на которые очень сложно повлиять, а и рядом внутренних проблем (сертификация, поддержка внутреннего производителя и т.д.), на которые мы с большой долей вероятности в силах повлиять.
А это значит, что есть над чем работать внутри себя и быть может тогда мы увидим свет в конце тоннеля.
Артем Ковбель, партнер Kreston GCG
По материалам:
Файненс.ЮА
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас