Юрий Савченко: Чем отличаются модели онлайн-банков в Украине и насколько близко они соответствуют понятию «виртуальный» банк — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Юрий Савченко: Чем отличаются модели онлайн-банков в Украине и насколько близко они соответствуют понятию «виртуальный» банк

Финтех и Карты
1083
Здравствуйте, дорогие читатели!
Сегодня мы поговорим о том, чем отличаются модели онлайн-банков в Украине и насколько близко они соответствуют понятию виртуальный банк.
Ремарка
Возрастает влияние социальных сетей на доверие к брендам, разве могут банки с этим не считаться? У клиентов появляется возможность объединяться в комьюнити вокруг брендов, делясь опытом взаимодействия с компаниями. А у компаний в свою очередь появляется удобная возможность подключиться к этому информационному полю и работать над лояльностью потребителей, укрепляя свой социальный капитал
Итак, чем отличаются модели онлайн-банков в Украине?
Для физических лиц большинство украинских банков предлагают типичный набор услуг в Интернете: выбор и заказ банковской карты, проверка остатков по своим счетам, денежные переводы, как между своими счетами, так и на счета в другие украинские банки по реквизитам, оплата телефонной связи, коммунальных и прочих услуг, покупка билетов, перевод средств между любыми украинскими банковскими картами зная реквизиты своей карты и лишь номер карты получателя, формирование выписок и доступность истории финансовых операций по своим счетам, экзотической еще является возможность управления лимитами по своим пластиковым или виртуальным картам. Реже можно встретить возможность размещения депозита в онлайне, что касается основного банковского продукта – кредита, то зачастую банки лишь ограничиваются возможностью принятия онлайн-заявки на кредиты, а весь последующий процесс согласования и оформления связан с посещением банковского отделения. Еще существует уникальный пример валютообменных операций в онлайне, но, не понятно, то ли это эксклюзивная привилегия со стороны регулятора для крупнейшего банка Украины, то ли что-то другое, внеземного происхождения, но это имеет место быть, надо отдать должное.
Стоит обратить внимание на то, что в Украине открыть счет в банке без посещения физического отделения и без подписания договора в бумажной форме практически невозможно. Одной из последних и ключевой преградой на пути развития виртуальных банков в Украине сегодня является отсутствие полноценного правового статуса и доступности электронной подписи для частных лиц.
На помощь виртуальным банкам по-украински приходят электронные деньги, позволяющие открывать счета в полноценном онлайн-режиме, при этом вы сразу получаете доступ к финансовым инструментам, а пополнить свой новый электронный счет можно при помощи любого знакомого вам терминала или, воспользовавшись картой другого банка, например, это может быть ваша зарплатная карта от банка, не развивающего дистанционные каналы обслуживания и, тем самым, ограничивающего вас в свободе управления собственными финансами.
Анализируя отечественные Интернет-банкинги я сделал вывод, что, не смотря на большое желание привлекать новых клиентов, большинство наших банков сегодня ориентируются исключительно на интересы своих существующих клиентов. Потому как, за частую, перейдя на страницу интернет-банкинга, либо скачав мобильное приложение, воспользоваться их услугами практически не представляется возможным. Так вам предоставят доступ к каталогу отделений, курсам валют и в лучшем случае дадут посмотреть демоверсию, часто изрядно отстающую по своим возможностям от функционала текущей версии программного обеспечения.
В Украине уже было несколько заявлений о создании виртуальных банков, но понятие виртуального банка предполагает отсутствие необходимости посещать отделения для того, чтобы стать клиентом банка и совершать операции и, к гордости банкиров – наличие полноценной банковской лицензии. Лишь несколько банков предоставляют возможность клиенту впервые открыть счет, заказав карту, либо оформив депозит и получить продукты и документы курьером.
Увы, но для большинства украинских банков до сих пор является фантастическим клиентский инсайт, когда, не будучи оформленным клиентом банка, без визита в отделение можно разместить депозит и получить проценты уже за этот же день. Нет, вместо этой фантазии, вам надо собраться и посетить ближайшее банковское отделение в получасе ходьбы, выстоять очередь, доказать менеджеру что вы хотите именно этот продукт, а не тот, за который он получает мотивацию, не забыть паспорт и код ИНН, обеспечить безопасность переноса сумки с деньгами, дать работу кассиру по пересчету денег, что еще?.. Пожалуй объясниться на работе за затянувшийся обед тайно мечтая о банке йогурта и пончике.
Признаем, что сейчас украинские интернет-банкинги отличаются в большей степени интерфейсами, то есть дизайнами и подходом к управлению операциями. Даже, если сейчас у какого-то недостает каких-то функций, они всё равно рано или поздно будут реализованы, ведь, по сути, идет процесс оцифровки привычного набора банковских услуг в рамках общих ограничений со стороны Нацбанка. Хотя, возможно, со словом «общие» я поспешил – кроме валютообмена можно разрешить и BankID вместо ЭЦП, как говорят в народе – с чем регулятор не шутит…
Напомним, что первый в Англии на 100% виртуальный банк «Atom bank» получил лицензию лишь несколько месяцев назад при том, что еще в 2014 году на Туманном Альбионе был зафиксирован исторический момент, когда мобильные устройства оказались наиболее распространенным методом банковского обслуживания, оставив позади отделения и даже интернет-банкинг.
Чем можно мотивировать потребителя при выборе Интернет-банкинга
Доступность гаджетов, в частности смартфонов, дешевый интернет, наличие электронных денег и возрастающая платежеспособность молодого поколения привело к возможности осуществления банковских операций не выходя из дома. Привлечь внимание потребителя пока еще можно предложив инструмент управления финансами. Но чтобы удержать клиентов нужно потрудится над стратегией вывода на рынок выгодных и онлайн-ориентированных продуктов и позаботится о предоставлении качественного и надежного сервиса. Надежность банка является общим определяющим фактором, потому как в вопросе денег безопасность первична, а технологии управления ими вторичны.
Стоит отметить, что на волне растущего спроса на мобильный банкинг могут поймать попутный ветер и мобильные операторы и микрофинансовые компании, а также платежные системы, и собственно производители смартфонов, не говоря о возрастающем количестве энтузиастов-разработчиков, которые, будучи технологическими гиками, ищут недостающие ИТ-решения в своих головах и способны сами реализовать то, что нужно именно им. А пониманием того, что нужно современным клиентам может похвалиться далеко не каждый банк.
Из этой статьи сделаем для себя вывод, что наличие сайта у банка не делает его электронным банком и, хотя к идеалам не так далеко, ибо мы видим сквозь туманные трудности свет в конце Альбиона, все же пока в Украине нет самостоятельных виртуальных банков, зато активно развиваются и обсуждаются дистанционные каналы обслуживания реальных банков, что уже характеризует эволюцию банковского обслуживания с хорошей точки зрения.
Несмотря на кризис, я по-прежнему нахожу Интернет-банкинг одной из самых динамично развивающихся областей в банковской сфере. По мере повышения качества обслуживания и увеличения ассортимента продуктов и услуг в дистанционных каналах онлайн-банкинг представляет собой серьезный инструмент неценовой конкуренции для банков.
Я благодарю всех за внимание, а в следующих публикациях мы поговорим о том, как украинским банкам удается создавать дистанционные каналы обслуживания и посмотрим перспективные примеры способов расширения деятельности онлайн-банков.
Савченко Юрий
эксперт в области FinTech и E-commerce
По материалам:
Файненс.ЮА
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас