Монополия на небо: почему украинцы не могут летать дешево — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Монополия на небо: почему украинцы не могут летать дешево

Мир
1320
О дешевом авиасообщении с Украиной и в самой Украине пока приходится только мечтать. Удастся ли изменить правила игры в украинском небе?
“А мы предупреждали …”
Госавиаслужба под руководством Дениса Антонюка год назад начала разрабатывать новые правила назначений на маршруты для авиапредприятий. Предложенные нововведения критиковали и авиаперевозчики, и эксперты, и министерство инфраструктуры. Несмотря на всю критику, 5 июня эти правила вступили в силу.
“Произошло то, о чем мы предупреждали еще на стадии проектирования новых правил. Теперь они работают на одного перевозчика – компании” Международные авиалинии Украины “, – считает юридический представитель авиакампании “Атласджет” и Ассоциации предприятий авиационной отрасли Украины Андрей Гук. По его словам, на последнем заседании комиссии компания “Атласджет” получила лишь четыре из заявленных семи рейсов Львов-Стамбул, остальные три получила компания МАУ, все 14 рейсов Одесса – Стамбул также достался компании “Международные авиалинии Украины” (МАУ). “Мы сомневаемся, что они будут использовать эти рейсы. Это тактика блокирования рейсов, чтобы туда не заходили другие”, – считает Гук.
Новый порядок предусматривает, что за разрешение на обслуживание тех или иных маршрутов могут соперничать авиаперевозчики, которые на момент объявления конкурса уже использовали все ранее предоставленные разрешения, оплатили все налоги, регулярно использовали свои рейсы за последние полгода.
Все под контролем МАУ?
Эксперты указывают на то, что новые правила являются дискриминационными. Они составлены таким образом, что приоритетное право на любой авиамаршрут имеет МАУ, замечает эксперт транспортной отрасли, бывший заместитель министра инфраструктуры Украины Александр Кава. Из-за этого, по его мнению, новые авиакомпании фактически не могут выходить на новые линии, которые их интересуют.
То, что другие перевозчики критикуют, МАУ одобряет. “Мы довольны тем, что восстановлена процедура, предусмотренная Воздушным кодексом, и этими правилами установлены объективные критерии оценки перевозчиков”, – заявил, отвечая на вопрос DW, президент МАУ Юрий Мирошников.
В Госавиаслужбе, в свою очередь, уверяют, что изменения согласованы со всеми перевозчиками. “Мы предварительно обсуждали изменения с представителями авиаперевозчиков и получили заверения о приемлемости новых правил”, – говорит Денис Антонюк. Он обратил внимание на то, что введение норм, вокруг которых шли наибольшие споры, отложено на год.
До того, как стать госслужащим и возглавить Государственную авиационную службу, Денис Антонюк работал топ-менеджером авиакомпании “Международные авиалинии Украины”. Госдолжность он получил в марте 2014 года. “Украинская власть сама себя подставила, назначив человека, который имел четкие связи с МАУ. Теперь власти нужно найти компромисс между протекционизмом крупнейшего национального авиаперевозчика и либерализацией рынка”, – говорит директор Центра транспортных стратегий Сергей Вовк.
В МАУ не видят ничего особенного в том, что один из их бывших топ-менеджеров вдруг получил должность руководителя Госавиаслужбы. “МАУ всегда была” кузницей кадров “для украинских авиапредприятий”, – говорит президент МАУ Юрий Мирошников.
По мнению Сергея Вовка, в Украине только начинается становление рынка авиаперевозок, и этот процесс в очень сложных условиях. “В том, что украинцам сейчас не доступны перелеты, виноваты не новые правила назначений на авиамаршруты, а то, что у людей нет денег летать”, – считает директор Центра транспортных стратегий. По данным Государственной авиационной службы, количество пассажиров, перевезенных украинскими авиакомпаниями, в 2014 году сократилась по сравнению с 2013-м на 20,2 процента и составила почти 6,5 миллиона человек.
Ситуацию могло бы исправить подписание между Украиной и ЕС договора о совместном авиационном пространстве. Документ гарантировал бы доступ на украинский рынок европейских дешевых авиакомпаний, а также право украинских и европейских компаний осуществлять рейсы между Украиной и странами ЕС без межгосударственного согласования маршрутов.
Гибралтар и украинцы
Украинская сторона уверяет, что выполнила все требования относительно “Открытого неба”. В 2013 году соглашение было парафировано, однако до сих пор оно остается не подписанным. Как сообщается, процесс подписания затянулся из-за британско-испанского спора вокруг Гибралтара, Испания пожелала исключить из соглашения об общем авиационном пространстве между Украиной и ЕС аэропорт Гибралтара. Не отрицая британскую принадлежность самого Гибралтара, власти Испании не хотят признавать британской территории, на которой построен аэропорт.
Лилия Гришко
По материалам:
Deutsche Welle
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас