Грозит ли Украине дефолт? — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Грозит ли Украине дефолт?

Казна и Политика
8058
Во вторник Кабинет Министров наконец-то подал в Верховную Раду проект государственного бюджета на 2015 год и 40 сопутствующих законопроектов, которые так или иначе влияют на бюджет. Сюда же вошли определяющие документы — проект межбюджетных отношений (бюджетная децентрализация) и налоговой реформы. Такой всплеск законодательной активности Кабмина объясняется, увы, не стремлением принять бюджет к началу года, а банальной безалаберностью. Тем более что 2014 год уже показал: пересматривать утвержденный план можно в середине года, даже не раз.
Весь этот вал реформ должен был появиться гораздо раньше — на это у правительства был почти год. Но, как и в прошлом году при Николае Азарове, ровно к последней неделе мы столкнулись с катастрофической нехваткой валюты. Тогда мы в спешке договаривались о кредите с РФ, поднимали в последние дни года потолок госдолга и в последний момент затыкали дыру в резервах с помощью $3 млрд из российского фонда благосостояния. Сейчас наш главный кредитор, МВФ, денег нам уже просто так не даст. Правительству явно дали понять — утром реформы, вечером деньги.
Что в резервах?
Год назад, когда все заговорили об угрозе дефолта, в международных резервах у нас было $15 млрд. По оценкам Павла Ильяшенко, старшего экономиста AYA Capital, к концу 2014 года, скорее всего, останется около $8 млрд, из которых $3 млрд могут обладать качеством высокой ликвидности. “Однако такая оценка может быть пессимистичной, так как базируется на популярном экспертном мнении о том, что минимальный порог неснижаемых резервов составляет $5 млрд”, — добавляет он.
“При таких темпах сокращения резервы приближаются к нулю или к недопустимому минимуму, и это вопрос нескольких месяцев, когда страна не сможет выплачивать внешние обязательства. Это является официальным признаком дефолта”, — пугает российский экономист Андрей Илларионов.
Но жалкая цифра — это еще не все. Программа МВФ предполагает определенные ограничения по структуре резервов. В последней редакции договора предполагалось, что мы будем наращивать резервы таким образом, чтобы определенная часть их шла на вложения в госбумаги США и стран ЕС. То есть, по программе МВФ, мы не можем продавать ценные бумаги, чтобы проводить интервенции или осуществлять платежи, например, по газу. Порог, определенный для этой доли в структуре резервов, требовал от нас нарастить до конца года, как минимум на $1 млрд резервы в гособлигациях кредиторов.
Каких-либо адекватных путей для того, чтобы покрыть этот показатель, у Украины не было. “Если мы посмотрим на структуру валютных резервов, в октябре произошло сокращение золотой части, в большей степени, чем валютной. Судя по всему, проводилась реализация золота вынужденно лихорадочного характера”, — объяснял студентам Киевской школы экономики Илларионов.
По данным МВФ, резервы в золоте с начала года сократились на 39,7%, сейчас они на 56% состоят из вложений в ценные бумаги. Резервов не просто предельно мало, их ликвидность ограничена, и в целом, ситуация выглядит более угрожающей, чем год назад. При этом, согласно проекту бюджета, Украина должна погасить как минимум $5,75 млрд внешнего долга, привлечь — $10,46 млрд.
Заветный третий транш МВФ
Напомним, Украина в 2014 году должна была получить от Международного валютного фонда $7,441 млрд в рамках программы stand by, одобренной руководством Фонда. Первый транш в размере $3,2 млрд Украина получила в мае, второй ($1,39 млрд) — в сентябре. Однако с очередным траншем, который должен был поступить в декабре, МВФ не спешит из-за того, что обещанные украинским правительством реформы никак не удается воплотить.
Таким образом, по словам министра финансов Наталии Яресько, только приятие налогового и бюджетного пакета в Раде до 26 декабря, дает шансы на получение очередного транша МВФ в размере $3 млрд в начале января 2015 года.
“Как бы там ни было, МВФ — это все же банк, а не благотворительная организация, его цель — заработать на кредите”, — говорит Владимир Вахитов, профессор Киевской школы экономики. МВФ дает кредиты под реформы, и просто так нам денег больше никто не даст. По словам Вахитова, у Фонда нет такой необходимости спасать Украину, в отличие от той же Греции.
На 2015 год программа предусматривает предоставление четырех траншей по 1,372 млрд SDR ($2,126 млрд) в марте, июне, сентябре и декабре. Таким образом, в 2015 году Украина сможет получить $8,504. Однако и этого недостаточно — по подсчетам Кабмина, потребности страны в финансировании составляют $15 млрд к началу 2016 года.
Еврооблигации
Скорее всего, чтобы добрать недостающее финансирование, правительство будет пытаться занять под еврооблигации, считает Вахитов, но и тут окно возможностей сужается. Украинские суверенные облигации явно непривлекательны для инвесторов (к 25 декабря доходность суверенных облигаций, деноминированных в долларах с погашением в сентябре, 2015 достигла 61%).
Напомним, международное рейтинговое агентство Standard&Poor“s неделю назад понизило суверенный рейтинг Украины до уровня “ССС-” с “ССС” присвоив рейтингу негативный прогноз. По шкале S&P это указывает на “высокую на данный момент подверженность кредитным рискам; финансовые обязательства могут быть выполнены при наличии благоприятной деловой, финансовой и экономической конъюнктуры”. А этого у нас, увы, в ближайшее время не предвидится.
“Когда доходность ближайшего выпуска суверенных еврооблигаций превышает 50% — это значит, что рынок уверен в неизбежности реструктуризации долга, — поясняет Павел Ильяшенко. — Однако, украинский рынок еврооблигаций не столь эффективен, чтобы этот “сигнал” рынка стоило воспринимать, как неизбежность”.
Путинские евробонды
Поднимая вопрос об опасности дефолта, чаще всего говорят о возможности дефолта по части обязательств, в частности, по российским займам. По мнению Илларионова, Россия — агрессор, и она не упустит возможности ударить по экономике Украины, прежде всего, воспользовавшись тем, что Украина имеет перед ней долги.
Речь идет о тех самых $3 млрд займа, который был предоставлен правительству Азарова в конце 2013 года через выкуп евробондов и срок погашения которого наступает, соответственно в декабре 2015 года. “Дискуссии о том, что РФ может потребовать досрочного погашения идут уже несколько месяцев, но, видится, что и эта ситуация может быть разрешена политически”, — считает Станислав Шишков, директор биржи “Перспектива”.
Глава Минфина Наталия Яресько уточнила, что Киев не ведет переговоров с РФ о возможности реструктуризации этих еврооблигаций. Как пояснил Владимир Вахитов, с российским займом не все так просто для самой России, и если бы она могла потребовать досрочного погашения, то уже давно сделала бы это, учитывая специфику отношений между двумя странами. По словам экономиста, в данном случае РФ ограничена условиями контракта, в котором четко прописано, при каких обстоятельствах Путин получит такое право. “Другой вопрос, что к этой границе мы уже подходим вплотную”, — говорит Вахитов.
Если мы переступим черту
Если запланированный пакет реформ принять не успеют, резервы сократятся до недопустимых показателей, а сальдо платежного баланса не станет положительным, мы, конечно, рассчитаться по долгам не сможем. В таком случае начнутся долгие и тяжелые переговоры о реструктуризации существующего долга пока не возобновится внешнее финансирование.
Андрей Илларионов, рассуждающий о такой перспективе, особенно драматичен: “Это стоит определенных денег, реструктуризация проводится по более высоким ставкам и с более деструктивными условиями, при этом общая сумма долга не уменьшается, а увеличивается. Это ведет к снижению курса нацвалюты, как следствие — ускорение инфляции и снижение финансирования важнейших отраслей”.
Но, как отмечает Вахитов, дефолт дефолту рознь — если речь идет о кассовом разрыве, мы сможем закрыть его с очередным траншем МВФ. А получение его неизбежно, уверен руководитель аналитического подразделения группы ICU Александр Вальчишен. По его словам, гораздо важнее выровнять график этих траншей и не провоцировать задержки, которые мы наблюдали в текущем году.
Судьба госдолга
По словам Павла Ильяшенко, проблема украинского госдолга — низкая эффективность заимствований в последние 5 лет: средства были потрачены на сохранение статус-кво, который сохранить невозможно. В результате, рост долговой нагрузки не привел к экономическому росту, что вызвало стремительный рост стоимости обслуживания долга к ВВП и соответственно к расходам бюджета: “иными словами, проблема не в долге, как таковом, а в способах использования средств и ошибках экономической политики”.
Так или иначе, несмотря на все объективные сложности, у государства достаточно решимости, а у поддерживающих Украину стран и международных финансовых организаций достаточно возможностей, чтобы полномасштабного дефолта не допустить, считает Станислав Шишков. Это подтверждается тем, что парламент, в результате давления правительства, или осознавая необходимость преобразований, сделал первый и крайне важный шаг, проголосовав в первом чтении за реформу межбюджетных отношений, налоговую реформу и налоговый компромисс.
Мария Стасенко
По материалам:
Діло
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас