Что в «кошельке» Украины?


Что в «кошельке» Украины?

Сегодня правительство планирует рассмотреть в первом чтении проект бюджета на 2015 год. Первое знакомство с текстом документа в Раде показало, что вопросов к нему много — как у депутатов, так и экспертного круга. Есть и вопрос к изменениям к Налоговому и Бюджетному кодексам, на базе которых писалась главная смета на следующий год. Замечания и предложения собирал «День».

• Первое — какое государство планирует строить правительство, потому что, похоже, что полицейское. Предыдущий вариант бюджета на 2015 год эксперты критиковали за планы избыточного финансирования милиции на фоне всех других силовых структур. Хоть официального проекта и не было обнародовано. Но в СМИ появились цифры из бюджетного «черновика», в котором на Министерство внутренних дел Украины, как будто бы то, предлагали 22,5 миллиарда гривен, тогда как на Минобороны, которое собственно и должно защищать страну от внешнего врага, в полтора раза меньше — 16 миллиардов. В поданном же Яценюком законопроекте МВД хотят дать 30,073 миллиарда гривен (в 2014 году было запланировано 19 миллиардов гривен), Минобороны — немного больше 40 миллиардов гривен (на этот год — соответственно 15,6 миллиарда гривен), Нацгвардии — 6,88 миллиарда гривен (1,6 миллиарда гривен), СБУ — до 4,1 миллиарда гривен (3,2 миллиарда гривен). Интересно, что СБУ на борьбу с террористическими угрозами в Украине отведено на следующий год 7 миллионов гривен.

• Военный эксперт Валентин Бадрак считает, что риск «полицейского государства» существует. Но сработает ли он, пока еще не понятно. Ведь, по словам эксперта, в МВД, как и в СБУ и других силовых органах, есть свое подразделение разведки — уголовной. Как будет распределяться финансирование между этими организациями, станет понятно только из финального варианта бюджета. Сейчас, продолжает Валентин Бадрак, куда важнее другой вопрос. «По меньшей мере, 25—30% общего бюджета Минобороны должно идти на перевооружение армии, потому что без этого Украина может остаться без вооружения тактического и оперативно-стратегического уровня. Именно поэтому Украине нужно уже в 2015 году начинать строить новую профессиональную армию и готовить ее к ведению бесконтактной войны. А это требует серьезных вооружений, в том числе, например, выпуска беспилотных систем, и создания совместных производств с иностранными государствами. В настоящее время я не вижу в бюджете на следующий год ни построения профессиональной армии, ни организации масштабного перевооружения», — подчеркивает он.

• Второе — состоится ли обещанная финансовая децентрализация на местах. Риск, что нет, есть. Ведь правительство хочет оставить местным бюджетам незначительную часть налога с доходов физических лиц, но зато передать доходы от налога с прибыли предприятий. По словам народного депутата от «Самопомочі», первого заместителя председателя парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Андрея Журжия, учитывая непростую экономическую ситуацию, у многих предприятий прибыли может просто не быть, а с ней — и поступлений в местный бюджет.

• Третье — частично изменяется система льготного налогообложения агросектора, хотя раньше обещали ее сохранить. Больше всего возмущает участников рынка намерение оставить возмещение НДС при экспорте только производителям. Нардеп от БПП, член парламентского комитета по вопросам аграрной политики и земельных отношений Аркадий Корнацкий рассказывает, что таких очень мало. Как правило, это большие компании. У фермеров и мелких производителей закупают продукцию международные компании. Если не дополнить норму о включении возмещения посредникам первого звена, говорит Корнадский, то закупочные цены в 2015 году на зерно и другую сельхозпродукцию для многих производителей могут автоматически снизиться на 20%.

• Четвертое — несогласованность в вопросах НДС-счетов. По словам Андрея Журжия, в нынешней редакции изменений к Налоговому Кодексу НДС-счета остаются. Замечания по ним где-то доработаны, подчеркивает он, но большинство пожеланий не учли. «Мы предлагали с 1 января 2015 года 100% остатков отрицательного значения по НДС (налоговый кредит) перенести на спецсчета. Но в изменениях предлагается перенесение только половины этой суммы, а остальные — после проведения государством проверки (через три месяца). Мы против этого, потому что если государство изменяет правила игры, то не может менять их в процессе», — говорит он. Почему это важно? Он объяснил, что при ввозе товара импортер платит государству НДС (получает налоговый кредит) и, по сути, платит заранее в бюджет определенную сумму средств с еще не проданного товара. При продаже этой продукции в Украине у компании появляются налоговые обязательства, и в таком случае предоставленный при пересечении границы налоговый кредит перекрывает их. «А сейчас возникнет ситуация, когда на спецсчета перенесут только половину суммы налогового кредита, а остальные, возможно, начислят после проверки в течение трех месяцев. Фактически возникает риск, что у бизнеса, который и так выживает, изымут еще дополнительные оборотные средства», — объясняет народный депутат.

• Пятое — нулевое декларирование доходов граждан. Правительство предлагает в 2015 году каждому по желанию подать «нулевую» декларацию, в которой отобразить все свои активы и средства. Если есть денежные средства, то их обязательно нужно положить на счет в банке и держать год, если нет — оплатить 3% от суммы. По словам Журжия, в нынешней экономической ситуации это нереально сделать, потому что люди не верят банкам. Поэтому если бороться с теневыми доходами, считает он, то лучше это начинать с чиновников, добавляет он.

• Кроме того, вопросы возникают и относительно реалистичности отдельных макроэкономических показателей бюджета. Например, правительство делает расчеты по курсу 17 гривен за доллар. Непонятно, за счет чего его придется удерживать. Ведь, невзирая на вчерашний официальный курс нацвалюты в 15,77 гривен, на черном рынке доллар уже перевалил за 23 гривны.

• Заместитель председателя парламентского комитета по вопросам бюджета Виктор Кривенко считает, что в настоящее время идет глобальная война за инвестиции в мире, и Украина занимает последнее место среди всех своих соседей по базовым рейтингам (коррупция, налоговая нагрузка, защита прав собственности). Поэтому, по его мнению, правительству нужно заложить изменения в бюджете, которые покажут, что в Украине начинаются позитивные сдвиги. Начинать, считает Кривенко, нужно с внедрения инструментов развития. «Это создание экспортно-кредитного агентства, банка развития, чтобы обеспечить дешевым финансированием стратегические проекты, или компенсация процентной ставки для строительства перерабатывающих предприятий, строительство индустриальных и технологических парков (с инженерной внешней инфраструктурой), определение приоритетными для развития машиностроения перерабатывающей промышленности и сферы высоких технологий, импортозамещение», — подытожил он.

Наталия Билоусова

  • i

    Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам об этом.

Также по этой теме: Казна и Политика
Смотри также
Рейтинг популярности материала «Что в «кошельке» Украины?» на Finance.UA - 2.2
В Контексте Finance.UA