АМКУ может оштрафовать нефтетрейдеров на 10% от годового оборота за слишком дорогой бензин. Но пока не хочет


АМКУ может оштрафовать нефтетрейдеров на 10% от годового оборота за слишком дорогой бензин. Но пока не хочет

Антимонопольный Комитет Украины представил результаты исследования обоснованности розничных цен на горючее, установленных операторами рынка, работающих в Украине под брендами Лукойл, ОККО, WOG, Shell, за период с января 2013 года по апрель 2014 года. По количеству АЗС эти операторы занимают около 22%, по объемам реализации – около 45%. Предварительные выводы комитета – предприятия обвинили в нарушениях и им грозят штрафные санкции в размере до 10% от оборота за предыдущий год.

Цена должна быть ниже на 2-3 гривны

В Антимонопольном комитете Украины проанализировали состав и сумму расходов, что включается указанными операторами при определении розничных цен на бензин и дизельное топливо, и пришли к выводу, что цена на бензин А-95 повышенного качества должна быть ниже минимум на 2-3 гривны.

“Комитетом был проработан вопрос существующих схем закупки светлых нефтепродуктов. Операторы рынка осуществляют закупки импортируемых нефтепродуктов через ряд посредников. В отдельных случаях, к их реализации на АЗС, они перепродаются в пределах одной группы. Это приводит к необоснованному повышению цен”, – пояснил государственный уполномоченный АМКУ Михаил Русинецький.

“Другие операторы покупают бензин и дизельное топливо по ценам, которые не отражают реальных затрат поставщика, а устанавливаются на основании предложений компаний, имеющих значительную долю на этом рынке. Это также приводит к установлению экономически необоснованных цен “, – добавил он.

По расчетам комитета, розничная цена на бензин А-95 повышенного качества должна быть меньше тех, которые мы сейчас видим на АЗС, по меньшей мере на 2-3 гривны. Расчетная цена по состоянию на 18 декабря 2014 года – 15 грн.

Сомнения у комитета вызывает и маржа, установленная компаниями. “По информации операторов рынка, размер маржи между закупочной ценой и ценой реализации должна составлять 180 долл. Средняя разница между закупочной ценой и ценой реализации нефтепродуктов, по данным субъектов хозяйствования, едва составляет 500 грн. на тонне и такой размер маржи недостаточен для покрытия расходов и обеспечения прибыльности участникам рынка “, – рассказал Русинецький.

“Однако проведенный комитетом анализ свидетельствует, что реальная маржа – то есть, разница между ценой импорта и ценой реализации одной тонны светлых нефтепродуктов, достигает 4,5 тыс. грн. на одной тонне. А по отдельным видам топлива эта разница еще выше “, – добавил он.
В ходе исследования АМКУ было также установлено, что операторы продают так называемый бензин повышенного качества в значительно больших объемах, чем они его покупают. “И это при том, что указанные субъекты хозяйствования не являются производителями бензинов и дизельного топлива. В среднем, бензина А-95 повышенного качества продается в два раза больше, чем его покупают. С реализацией обычных бензинов ситуация складывается наоборот. Реализуется менее покупается. Одним словом – химичат “, – отметил Русинецький.

“Аналогичная ситуация и по реализации дизельного топлива, как обычного, так и повышенного качества. Так, в течение 4 месяцев текущего года высокооктанового бензина повышенного качества было реализовано более чем на 60 тыс. тонн больше, чем было куплено. Почти такую же сумму меньше было реализовано обыкновенного качества бензина, по сравнению с приобретенным “, – пояснил специалист.

При этом, показательна разница в цене реализации между обычным горючим и так называемым горючим повышенного качества. Бензин А-95 – разница в 438-1325 грн. на одной тонне (период января 2013 года по апрель 2014), по дизельному топливу эта разница составляет от 1006 до 2100 грн.

Штрафовать пока не будут

В гривневом эквиваленте объемы возможных штрафов пока не считали даже приблизительно. Однако, понятно, что речь идет о колоссальных суммах. Это лишний раз указывает на то, что АМКУ настроен на мирное урегулирование спора – в ведомстве опасаются, что в конечном итоге деньги на уплату штрафов будут браться из конечных потребителей, то есть нас с вами.

“Мы уверены, что сможем защитить наши расчеты юридически. Комитет пока не принял решение о наложении штрафов. При этом мы обращаемся к участникам рынка, экспертов и общественности с просьбой найти более эффективные варианты решения этой проблемы “, – заявил и.о. председателя Антимонопольного комитета Николай Бараш.

“К сожалению, ничего, кроме заявлений о том, что нам не нравится курс доллара, мы пока реально от компаний не получили. Отсюда вести разговоры о расчетах достаточно сложно … Хотя мы обращаемся постоянно и готовы вынести дискуссию на публичное поле “, – заверил Бараш.

В общественной организации “Союз потребителей Украины” считают, что на публичное обсуждение надо вынести и ряд других вопросов, связанных с ценой и качеством топлива, которые продают на АЗС. “Союз в ноябре провел исследование бензина из ряда различных АЗС. Например, в двух разных заправках, которые стоят рядом и продают дизтопливо по одной стоимости, существенно отличается качество. В одной – Евро-5 зимний, а в другой – Евро-3 летний. А в маркировке этого нет “, – рассказал Олег Цильвик, заместитель председателя правления ОО” Союз потребителей Украины “.

“Другой пример – на АЗС разница между брендированным бензином и обычным – 70 коп. на литре. А если взять лабораторные показатели, бензин друг от друга ничем не отличается. На сегодня в Украине нет методики определения потребительских свойств, которые декларируются, и за которые потребитель платит лишние деньги. Вопрос качества и приведения в единое поле маркировки бензина – тоже важен. Я должен знать, за что я плачу. Если продают один и тот же бензин, а разница в две гривны – это лишние расходы для потребителя “, – добавил Цильвик. Активист уверен, что потребители должны знать больше о бензине, который покупают.

“Гражданское общество фактически оставили один на один со своими проблемами. Решить их можно только через широкое информирование и публичность “, – считает он.

Хотя расследование Антимонопольного комитета касалось более давнего периода, проблемы и до сих пор остаются все те же – цены ползут вверх вместе с курсом доллара, но прозрачных расчетов цены бензина никто так и не показывает.

  • i

    Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам об этом.

Также по этой теме: Личные финансы
Рейтинг популярности материала «АМКУ может оштрафовать нефтетрейдеров на 10% от годового оборота за слишком дорогой бензин. Но пока не хочет» на Finance.UA - 2.2
В Контексте Finance.UA