О сверхактуальной модернизации


О сверхактуальной модернизации

1 декабря премьер-министр Украины Арсений Яценюк и президент Европейского инвестиционного банка (ЕИБ) Вернер Хойер подписали соглашение о финансировании модернизации магистрального газопровода Уренгой — Помары — Ужгород. Еще 22 октября Кабмин распорядился о привлечении для этой цели до 150 миллионов евро у ЕИБ и до $200 миллионов у Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). Эти средства государство передаст оператору украинской газотранспортной системы компании «Укртрансгаз» для реализации проекта… в виде субкредита «под 2% годовых от выбранной и невыплаченной суммы». (Думается, непосвященным налогоплательщикам слова в кавычках следовало бы детально объяснить). Как сообщалось, ЕИБ во второй половине октября одобрил выделение этого кредита. Совет директоров ЕБРР рассмотрит соответствующий вопрос 10 декабря.

Не переборщило ли наше правительство в это военное время с инфраструктурными кредитами, средства от которых легко закапываются в землю? Не будет ли проблем с их возвратом? Минфин на последнем заседании Кабмина в нынешнем составе предложил в связи с девальвацией гривны увеличить размер предельно допустимого госдолга на более чем 160 миллиардов гривен — до 968,3 миллиарда. Между тем только в конце июля в связи с той же девальвацией в украинском парламенте был зарегистрирован законопроект, повышавший соответствующий показатель до 806,9 миллиарда гривен. И вот мы уже у психологического порога в триллион долгов. Но что делать, если фактический дефицит государственного бюджета Украины, как сообщает веб-сайт Минфина, в 2014 году ожидается в сумме 88,3 миллиарда, что на 28,9% больше предельного показателя, предусмотренного законом о госбюджете на текущий год (68,564 млрд грн).

На что пойдут новые государственные заимствования? Вопрос эффективного использования международных кредитов является для нашего государства чрезвычайно актуальным. Тогда как актуальность модернизации газопровода Уренгой — Помары — Ужгород обществу и экспертной среде следовало бы сначала разъяснить и обосновать.

КОММЕНТАРИЙ

Александр Нарбут, президент Киевского института энергетических исследований:

— Вопрос использование нашей газотранспортной инфраструктуры решается совсем не так, как должно быть. И доноры, и мы должны быть уверены в рациональности использования этих средств и в их возвратности. Логика этого процесса должна строиться иначе: сначала определяется стратегия развития и использования системы, то есть те ее маршруты, которые могут быть максимально востребованы. После этого уже можно заниматься процессом инвестирования. А нынешний подход к инвестированию напоминает мне поговорку о хорошей мине при плохой игре. Постоянно заимствующий какие-то средства «Укртрансгаз» (он уже набрал кредитов на миллиард гривен) будет за их счет не модернизировать, а элементарно поддерживать работоспособность системы, в том числе для надежности поставок газа из Европы. Так что это финансирование, скорее всего, пойдет на внутренние нужды компании.

Правда, во время руководства нефтегазовой отраслью господином Бойко и его партнерами из бизнес-клуба имени Дмитрия Фирташа, в частности господином Бакулиным, «Укртрансгаз» очень активно покупал трубы и складировал их для будущей реконструкции. Теперь у них другая цена, и, возможно, эти закупки надо как-то оправдывать. Тут мы видим, что логика этого процесса остается инерционной.

На самом деле правительство и его руководство демонстрируют свою приверженность инерционным сценариям, а не инновационным подходам. На сегодня для Украины наиболее актуальным направлением, действительно, является строительство инфраструктуры, интегрированной с Европейским Союзом. Правда, кое-кто при этом имеет в виду главным образом перемычку с Польшей. Но тут я бы подождал говорить, что это — очень хорошо. Нужно разбираться, смотреть реальные экономические расчеты.

Наибольший потенциал имеет реверсный маршрут (большой реверс) из Словакии. А возможности польской перемычки мне кажутся ограниченными. Достаточно сказать, что из LNG-терминала в польском Свиноустье можно получать достаточно дорогой газ, которого там будет всего 5 миллиардов кубометров в год. Рассчитывать только на этот газ, мне кажется, не совсем правильно. Нашим польским партнерам выгодно предлагать Украине дорогой газ из Свиноустья, а самим докупать его на рынках Европы. Так, они будут возвращать средства, вложенные в развитие своей инфраструктуры и повышение уровня энергобезопасности, но для нас экономический резон несколько сомнителен. Я думаю, что европейским банкам следовало бы задуматься, на какие цели, в конечном счете, будут использованы их кредиты.

Впрочем, я не исключаю, что у европейских банков или банкиров могут быть какие-то договоренности с Россией (о наращивании газового транзита в Европу через территорию Украины), о которых никто не знает. Тогда было бы совсем неплохо, чтобы о них узнали и граждане нашей страны, из кармана которых будут возвращаться эти новые кредиты. Ведь наш премьер-министр продолжает утверждать, что и труба, и «Укртрансгаз» останутся в государственной собственности. Следовательно, платить за кредиты, скорее всего, придется украинскому налогоплательщику.

Виталий Княжанский

  • i

    Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам об этом.

Также по этой теме: Казна и Политика
Смотри также
Рейтинг популярности материала «О сверхактуальной модернизации» на Finance.UA - 2.0
В Контексте Finance.UA