Прощай, лосось: на чем экономят украинцы — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Прощай, лосось: на чем экономят украинцы

Личные финансы
2580
Потребительские настроения украинцев продолжают снижаться уже третий месяц. Таковы результаты исследования компании GfK Украина, которая сравнила индексы потребнастроений наших соотечественников за июнь, июль и август 2014-го (что такое индекс потребнастроений и что он показывает, см. ниже).
КАК ПОСЧИТАТЬ НАСТРОЕНИЕ. Индекс потребительских настроений (ИПН) рассчитывается специалистами на основании опроса граждан. Он нужен производителям товаров для прогнозирования поведения покупателей, чтобы эффективно планировать свое производство и продажи. Индекс меняется от 0 до 200, если он равен 200, это значит, что все опрошенные позитивно оценивают экономическую ситуацию, если равен нулю — значит, все респонденты считают, что ситуация ухудшилась, если 100 — количество оптимистов и пессимистов одинаково. При ИПН ниже 100 в обществе преобладают негативные настроения, люди экономят.
В августе по сравнению с июлем, еще больше людей признали, что их желание и возможности тратить деньги стали скромнее (ИПН упал с 65,1 пункта до 54,1). Основные причины — большинство за последние полгода стали меньше зарабатывать, они опасаются, что в ближайший год экономика страны будет падать, а гривня обесцениваться, и поэтому не надеются на увеличение доходов, скорее наоборот. В итоге отказываются от крупных покупок (в июне ИПН по ним был 68,9, в июле — 62,1, в августе — 53,8) и стараются сэкономить, не в последнюю очередь на еде.
“Основные причины для снижения ИПН в августе — обострение военных действий в Донбассе, разрушение инфраструктуры региона и девальвация гривни. Меньше всего изменились потребнастроения граждан с низкими доходами и пенсионеров, больше всего — у молодежи и более состоятельных людей, а также в крупных городах”, — разъясняют специалисты GfK Украина. Они отмечают, что в кризис 2009-го ИПН был еще хуже: около 50, но, как видим, разница с нынешним периодом не так уж и велика…
КАК ЭКОНОМЯТ. Эксперты говорят: украинцы экономят прежде всего на ЖКХ, одежде и отдыхе. “Нужды не первоочередные, а сохраняют 10—20% бюджета”, — отмечает директор экономпрограмм Центра Разумкова Василий Юрчишин.
По мнению президента Украналитцентра Александра Охрименко, сложнее сэкономить на продуктах, ведь от любимой еды трудно отказаться: “В кризис люди покупают мяса меньше на 15—25%. Отказываются от рыбы, особенно красной, кондитерки, фруктов. В рационе появляется больше овощей, круп, макарон. Сохраняются молочка и яйца. Причем закупки делаются на оптовках, а на рынках все чаще и активнее торгуются. Это позволяет сберечь 15—30% расходов”.
Директор компании “ПроАгро” Николай Верницкий уверен: экономия в продуктах питания идет за счет перехода от дорогих брендов к дешевым. “Замена может идти по мясу, молоку, макаронам, крупам. Также украинцы отказываются от импорта, который дорожает из-за роста доллара, и больше покупают наших товаров”.
Президент Центра антикризисных исследований Ярослав Жалило рекомендует: хотите сэкономить, делайте запасы на зиму. “Можно сейчас закупить дешевый картофель, прочие овощи. И соблюдая условия хранения, не тратиться на них зимой и весной во время подорожания. Пригодятся в хозяйстве и запасы муки, мясной и овощной консервации”, — говорит аналитик.
Другие эксперты дают советы по походам в магазины: “Не идите в супермаркет голодными, тогда купите гораздо меньше. Колбасу и сыр лучше покупать нарезанными или просить это сделать, тогда их на дольше хватит. Яйца лучше покупать поштучно — ровно столько, сколько нужно, к примеру, на какое-то блюдо”.
НЕВРОЗЫ. Психологи предупреждают: стремление к экономии может привести к неврозам. “Когда люди себя ограничивают, это вызывает внутренний протест. Поэтому стоит концентрироваться на позитиве: музыка, кино, книги, семья”, — отмечает психолог Татьяна Подольская. А социопсихолог Олег Покальчук советует заниматься спортом и сексом: “Это позволяет забыть о проблемах”.
Индекс потребительских настроений (ИПН) рассчитывается специалистами на основании опроса граждан. Он нужен производителям товаров для прогнозирования поведения покупателей, чтобы эффективно планировать свое производство и продажи. Индекс меняется от 0 до 200, если он равен 200, это значит, что все опрошенные позитивно оценивают экономическую ситуацию, если равен нулю — значит, все респонденты считают, что ситуация ухудшилась, если 100 — количество оптимистов и пессимистов одинаково. При ИПН ниже 100 в обществе преобладают негативные настроения, люди экономят.
Александр Панченко, Коновалова Христина
По материалам:
Сьогодні
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас