АМКУ обнадежил страховщиков — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

АМКУ обнадежил страховщиков

434
Прошел уже целый год с того момента, как Антимонопольный комитет взялся исправить навязывание заемщикам банков услуг дружественных им страховых компаний. Определенных успехов в этом АМКУ добиться удалось. Так, в конце прошлого месяца ведомство предоставило семи банкам и семи СК право на согласованные действия, основанные на специально разработанных правилах сотрудничества. В числе данных финучреждений оказались Альфа-банк (Украина), банк "Финансы и кредит", ПриватБанк, "ОТП Банк", "Райффайзен Банк Аваль", Укрсоцбанк, УкрСиббанк, а также СК "Оранта", "Ингосстрах", "Універсальна", "Украинская пожарно-страховая компания", "АХА Страхование", "Generali Garant Страхование" и UNIQA.
Компании при этом обязались избегать действий, ограничивающих конкуренцию на рынке, и не допускать ущемления интересов потребителей услуг. Напомним, что правила сотрудничества СК и банков были разработаны еще в апреле этого года. Ключевой момент документа - обязательное предоставление банком своему заемщику выбора между как минимум пятью рисковыми СК и двумя компаниями по страхованию жизни. При этом банк для аккредитации СК вправе устанавливать требования к их уставному капиталу, объему премий, размеру собственного капитала и страховых резервов, опыту работы, а также филиальной сети.
Опрошенные страховщики говорят, что по мере вмешательства в ситуацию АМКУ взаимоотношения с банками действительно начали выстраиваться более прозрачно. В то же время до полноценного равенства сил на рынке все еще очень далеко - многие банки до сих пор грешат немотивированными отказами при выборе СК для страхования залогового имущества. "Банки стали менее принципиальными по навязыванию страхователям "своих" страховых компаний",- отмечает достижения последнего года Наталия Бигун, начальник управления работы с финансовыми учреждениями СК "Оранта". Однако, добавляет она, действия АМКУ внесли изменения в работу только тех банков, к которым были явно предъявлены претензии, но даже не все из них выполнили поставленные ведомством условия.
К тому же банки находят способы, как избегать правил сотрудничества. Так, к примеру, размещая информацию об условиях аккредитации на сайте, они могут отказывать СК на основании "несоответствия своим внутренним нормативным документам" или же субъективном суждении о репутации страховщика. "Очень важно, чтобы этот документ носил не просто декларативный характер и распространялся не на ограниченное количество участников, а был обязательным для всех игроков рынка",- считает зампред правления СК "Нова" Светлана Кадукова. В этой связи важным моментом, по ее мнению, является то, какие санкции будут применяться к нарушителям.
По мнению отдельных представителей страхового рынка, правила сотрудничества с банками в нынешней редакции требуют доработки, так как отдельные их положения откровенно дают банкам возможность манипуляций. Поэтому потребителям финуслуг они советуют напрямую жаловаться в соответствующие инстанции. "При навязывании банком услуг определенной СК мы советуем нашим клиентам воспользоваться помощью наших юристов и подготовить письма в Общество защиты прав потребителей, в НБУ и АМКУ",- говорит председатель правления СК "Ритейл-Страхование" Андрей Лупырь. Если раньше банки сопротивлялись, пока не получали от АМКУ письмо-предупреждение, то сегодня, по его словам, иногда хватает даже угрозы обращения в контролирующие инстанции.
Независимые эксперты также полагают, что правила сотрудничества - это положительный шаг, который, впрочем, не искореняет проблему напрочь. "Их вступление в силу еще не означает распространения действия на все без исключения банковские учреждения. Кроме того, правила вступают в силу только после предоставления АМКУ разрешения на согласованные действия",- отмечает Александр Марков, юрист ЮФ "Тарасов и партнеры". То есть банки и СК могут, но не обязаны, присоединиться к правилам, и только после присоединения к ним применяются определенные требования. Вместе с тем, по его мнению, документ предоставляет банкам достаточное пространство для маневра.
Такого же мнения придерживается и управляющий партнер ЮФ "Кибенко, Оника и Партнеры" Елена Кибенко. "Во-первых, правила не являются нормативным документом. Во-вторых, так как банк сам определяет требования к страховщикам, то всегда есть возможность "подкорректировать" их под определенных участников рынка",- говорит юрист. К примеру, такой аспект правил как лимиты страховых сумм на одну компанию может быть действенным инструментом перенаправления банком страховых платежей в нужное русло. "С одинаково лимитированной страховой суммой одна СК может получить в разы больше страховых платежей, чем другая, в зависимости от целого ряда факторов",- резюмирует эксперт.
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас