И все-таки они вертятся! — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

И все-таки они вертятся!

Кредит&Депозит
1024
Банки переключаются на повышенную передачу в сегменте непрямого автокредитования, поскольку потребители, которые откладывали приобретение транспорта в прошлом году, возвращаются в шоу-румы автосалонов. Сектор автокредитования также является хорошей возможностью для утилизации избыточной ликвидности банковского сектора.
Пережив двухлетнее снижение автопродаж и кредитный кризис, автокредитование вновь стало интересной темой. Для банкиров, которые оставили этот бизнес во время кризиса, а также для тех финансовых учреждений, которые впервые задумались о нем, сейчас лучший шанс войти в один из наиболее высокомаржинальных сегментов потребительского кредитования.
По словам Игоря Дорошенко, предправления банка "Русский Стандарт", первыми возобновили выдачу автокредитов банки, имевшие доступ к относительно недорогому фондированию, налаженную технологию работы с автокредитами и технологию управления рисками в этом сегменте, а также сложившиеся партнерские отношения с автодилерскими сетями.
"Рынок автокредитов насыщен предложениями, как от крупных, так и небольших банков, -говорит Андрей Кашперук, замначальника департамента розничных продаж УкрСиббанка. -Однако на данный момент это рынок предложения, поскольку цена на автокредиты остается достаточно высокой, то есть не всегда привлекательной или доступной для массового потребителя".
Большая часть банков сейчас скорее декларирует свое присутствие на рынке автокредитования, нежели реально выдает кредиты, потому о серьезной конкуренции говорить рано. Мы наблюдаем не так много акций по автокредитам, и хотя в любом автосалоне есть список из десятка банков, которые могут предоставить кредит платежеспособному заемщику на рынке, все еще нет хороших ставок. О невысокой конкуренции говорит и относительно медленная динамика снижения ставок на этом рынке.
Умеренно-оптимистичная весна
В первом квартале 2011 года было продано около 40 тыс. автомобилей, из них половина - в марте. При этом доля автомобилей, проданных в кредит, составила всего лишь 12%.
По предположению Давида Януса, директора "Альфа Финанс", партнера Альфа-Банка в сфере автокредитования, в 2011 году количество проданных новых автомобилей составит около 200 тыс., из них при помощи банков и финансовых компаний будет куплено 15-19%.
"Активность на украинском авторынке пока невысока, -делится впечатлениями Игорь Дорошенко из банка "Русский Стандарт". - Если по количеству проданных новых авто Украина занимала в 2008 году 7-е место в Европе, то по итогам 2010 года -только 17-е. Несмотря на то, что в феврале 2011 года наш рынок показал 30%-ный прирост продаж, а в марте -40%-ный, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, о стойком восстановлении рынка говорить рано".
В секторе автокредитов у банков нет серьезных конкурентов в лице кредитных союзов, независимых кредитных компаний или других организаций. Программы финансирования, предлагаемые автодилерами конечному потребителю, так или иначе составлены в партнерстве с несколькими крупными банками или связанными с банками организациями. Стоит отметить тенденцию к выделению из розничного банковского бизнеса компаний-партнеров, которые всецело ориентированы на непрямое автокредитование (через автосалоны).
Прогнозы
Практически каждый день банки уведомляют о снижении процентных ставок по автокредитам. Несмотря на это, размер скидки слишком мал, чтобы серьезно заинтересовать потребителей. До конца года эксперты прогнозируют снижение процентных ставок еще на 2%-3%, то есть до 15%-17% годовых, в зависимости от срока кредитования, который постепенно увеличивается от одного-трех лет до пяти-семи.
"Если тенденция к удешевлению кредитов продолжится, то к концу 2012 года -в первой половине 2013 года может быть достигнут докризисный показатель проникновения кредитования", - говорит Игорь Дорошенко из банка "Русский Стандарт".
В данный момент условия кредитования у различных банков не слишком отличаются друг от друга. В салоне клиент имеет возможность сравнить условия нескольких финучреждений, получив расчет на конкретное авто с учетом пожеланий по сроку кредита и размеру первоначального взноса. Процедура получения предварительного решения более проста -клиент может заполнить заявку в автосалоне и получить решение в течение часа. Оформление кредита в автосалоне может быть более выгодно для покупателя, если кредит выдается в рамках совместной акции. Акционные кредиты хоть и не бесплатны, но значительно выгоднее стандартных банковских займов.
Средние суммы автокредитов не превышают 120 тыс. гривен. Так, в апреле 2011 года средняя сумма автокредита в ВТБ Банке составила 110 тыс. гривен, а в целом по портфелю -85 тыс. гривен. Прогноз по изменению средней суммы кредита зависит от размера первоначального взноса, от сегмента рынка, в котором банк захочет присутствовать и от цен на автомобили. На последний фактор также оказывают влияние законодательные нормы, которые регулируют размеры налогов и пошлин -при их увеличении будет расти цена автомобиля.
Размер собственного участия заемщика в покупке автомобиля не спешит снижаться. "До конца года большинство банков, скорее всего, не опустят размер первоначального взноса до уровня докризисных 10%", -говорит Владимир Буданов, заместитель директора департамента розничных продуктов ВТБ Банка. По его прогнозам, средний размер первого взноса составит 20-25%. Но с такими условиями большинство банков присутствуют на рынке и сейчас. Поэтому, вероятнее всего, средняя сумма кредита останется на текущем уровне.
По данным ВТБ Банка, население отдает предпочтение легковым автомобилям среднего класса и стоимостью от 130 тыс. гривен. Данный класс автомобилей составляет 45% от кредитных выдач. Лидерами продаж являются Hyundai, КІА, Ford и Skoda, второе место (43%) занимают авто производства стран СНГ, Китая (ВАЗ, Geely), на третьем месте (12%) -авто премиум-класса.
Стратегии
Банки используют различные стратегии и каналы продаж. Как правило, банкиры различают прямое, непрямое и смешанное автокредитование.
В случае прямого автокредитования консультации клиентам предоставляются в отделении банка. При непрямом автокредитовании дилеры самостоятельно консультируют клиентов по различным программам банков, при этом прямо на площадке автосалона открывается кредитный отдел. Если рассматривать смешанное автокредитование, то в автосалоне, как правило, присутствует сотрудник банка, или же на территории автосалона открыто отделение банка, которое также принимает различные платежи в пользу автодилера и проводит другие банковские операции.
Большинство банков работают по смешанной схеме продаж автокредитов. "Позитивный аспект - это доступность, когда кредит можно оформить и в отделении банка, и в автосалоне, -говорит Андрей Кашперук из УкрСиббанка. - Особенность такого подхода в том, что стратегия многоканальной дистрибуции требует наличия сети, а значит, она практически недоступна для банков без собственной розничной сети и развитой технологической составляющей".
Тем временем даже крупные универсальные банки внедряют новые программы автокредитования. К примеру, ВТБ Банк предлагает использовать "Автолайт", с помощью которой клиент может получить предварительное решение по кредиту в течение часа, просто сделав звонок в контакт-центр.
Банки и автодилеры
Партнерские отношения строятся на взаимовыгодных условиях: автосалоны увеличивают свои продажи за счет роста рынка автокредитов, банк увеличивает свои доходы за счет предоставления кредитов. Стимулирование продаж автосалоном возможно за счет всевозможных акций, которые снижают стоимость автомобиля, а соответственно, и выручку автосалона. Как правило, это праздничные периоды, когда спрос на автомобили растет. При этом, учитывая платежеспособность населения, часть продаж оформляется в кредит.
Теоретически те программы, которые предлагаются автодилерами, могут быть невыгодным для клиента, поскольку дилер продвигает лишь условия нескольких определенных банков с заранее оговоренными условиями. В то время как у банков, которые не работают с дилерами, условия по автокредитам вполне могут быть лучше.
На практике, говорят банкиры, автосалон, работая с определенным банком, ориентирован на объем продаж, как и банк. Кроме того, такой тандем "банк-автодилер" позволяет клиенту оформить заявку непосредственно в салоне и уменьшить количество визитов в банк. Это упрощает процедуру и уменьшает затраты времени для будущего автовладельца. Качество и быстрота принятия решения и оформления кредита для клиента важна не меньше, чем его цена.
Более того, по данным банка "Русский Стандарт", развитие совместных программ с импортерами и дилерами, в рамках которых клиентам предлагаются кредитные продукты, делает процентные ставки ниже, чем по стандартным продуктам.
Развитие автокредитования наблюдается не только в столице. По данным ВТБ Банка лидерами по автокредитованию, кроме Киева, являются Донецкий, Харьковский и Днепропетровский регионы. К перспективным регионам эксперты банка "Русский Стандарт" также относят Одесский.
Точка зрения нового игрока
По мнению Петра Пекура, начальника отдела организации и развития каналов продаж Конверсбанка, который находится на стадии создания собственной программы автокредитования, текущий год для банков характеризуется жестким подходом к оценке рисков и более тщательным отбором заемщиков.
Первоначальный взнос на уровне 20-25% от стоимости авто вполне отвечает сегодняшней ситуации. Приоритет в валюте кредитов отдан гривне. Несмотря на усиление конкуренции между банками, финансовые учреждения будут действовать осторожно, помня об уроках кризиса.
Останутся высокими требования по подтвержденной платежеспособности и хорошей кредитной истории заемщиков, ведь благосостояние украинцев еще не достаточно высокое и очень медленно улучшается. Это обосновывает высокие требования при отборе заемщиков и жесткие условия. При этом и клиенты банков стали более реалистичными в оценке своей платежеспособности, стали более взвешенно подходить к своим возможностям обслуживать кредиты.
Артем Румянцев
По материалам:
Банки.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас