Лига выдающихся джентльменов — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Лига выдающихся джентльменов

Казна и Политика
5906
Отечественные миллиардеры провели 2010 год по-разному. Пока одни пытались сохранить то, что заработали в предыдущие годы, другие, после вынужденного застоя, активно наверстывали упущенное.
Ринат Ахметов
Для Рината Ахметова уходящий год стал сверхуспешным. Что и понятно. Бизнесмен является одним из главных спонсоров партии власти. Его группа СКМ в этом году успела отпраздновать 10 лет и отчитаться о росте по всем направлениям бизнеса. Ключевым ее приобретением стал ММК им. Ильича. Наверняка, после президентских выборов, бессменный директор ильичевцев Владимир Бойко осознал, что шансов сопротивляться приходу донецких в Мариуполь у него не осталось и выбрал компромиссный вариант. Отдать контрольный пакет ММК ахметовскому "Метинвесту", а за собой сохранить скромные 24% акций.
Любопытно, что сама сделка официально была завершена только месяц назад. Хотя начало ей было положено еще в 2009 г. когда в разгар кризиса Владимир Семенович с перепугу договорился с некими оффшорами о продаже меткомбината. А в 2010 г., когда коньюктура мирового рынка улучшилась, передумал. Возник конфликт. И только по его итогам появился "Метинвест", выкупивший в статусе "белого рыцаря" у нерезидентов права на ММК за символическую сумму.
По такой же накатанной схеме проходило укреплением Рината Ахметова в телекомбизнесе, энергетике и других интересных ему отраслях. Например, в этом месяце государство решило передать право перевода страны с аналогового телевидения на цифровое компании "Зеонбуд", которая, по информации "Комментариев", была основана структурами Ахметова и управлялась его менеджерами. Но в "СКМ" от счастливца сразу же открестились. Мол, не их. Действительно, за пару дней до получения лицензии "Зеонбуд" сменил владельца на неизвестный никому оффшор Planbridge.
И не важно, что он находится в одном бизнес-центре с кипрскими представительствами предприятий "СКМ". Важно то, что группа является заложником своей публичности, которая находится в конфликте с лоббистскими возможностями ее владельца. Одним словом, слишком велик шанс быть обвиненными в злоупотреблении властью. Так что логичнее всего будет, если "СКМ" объявит о покупке у сторонних инвесторов "Зеонбуда" через пару месяцев, после того как улягутся страсти.
В точности как с ММК им. Ильича. Или поведением группы на энергорынке: осенью "ДТЭК" объявил о покупке 25% "Западэнерго" и 39% "Киевэнерго". Секрет же заключается в том, что указанные пакеты уже давно находились на специальных оффшорах самого богатого украинца и только ждали подходящего времени для того, что бы быть обналиченными на счетах его публичных компаний.
Но в случае с получением в начале 2010 г. в долгосрочную аренду от государства "Добропольеугля", "Ровенькиантрацит" и "Свердловскантрацит" скрывать уже было нечего – они просто отошли "ДТЭК". В сухом остатке – топливо, металл и телеком - росли активнее других.
Андрей Клюев
Совладелец корпорации "Укрподшипник" в уходящем году больше внимания уделял государственным делам. По крайней мере, должность первого вице-премьера обязывала Андрея Петровича на публике быть соавтором Налогового кодекса, договариваться о транзите нефти или объяснять причины ограничения экспорта зерна. Но активность на госслужбе Андрею Клюеву иногда в СМИ трактовалась по-разному. Например, достоянием общественности недавно стало решение Госагентства по инвестициям и развитию (которое и курирует первый вице-премьер) выделить Запорожскому заводу полупроводников 200 млн. грн. "Для реализации инновационного проекта "Создания вертикально-интегрированной компании по производству фотогальванической продукции".
В рамках данной программы в Крыму осуществляется строительство солнечных электростанций, оборудование для которых будут выпускать в Запорожье. И это предприятие входит в сферу бизнес-интересов первого вице-премьера.
Если перевести сказанное на человеческий язык, то получится, что за счет государства завод сможет погасить проценты по кредитам, взятым в 2009 г., к слову, в государственном же "Укрэксимбанке". А если мы вспомним о выгодных "зеленых тарифах" на производство энергии из альтернативных источников и назначение креатуры Клюева Сергея Ушенко главой Государственной инспекции по энергосбережению, то станет очевидно, что "солнечная" стратегия оказалась для Андрея Петровича в уходящем году ключевой.
Остальные проекты вице-премьера настолько громко и явно не были связаны с его личными бизнес-выгодами. Если, конечно, не считать еще нескольких инициатив, которые совпали чудесным образом по времени с приходом "регионалов" к власти. Это, например, введения маркировки на ввозимые в страну мобильные телефоны, в чем будет участвовать структура, которой руководят бывшие подчиненные Андрея Клюева по его концерну "Укрподшипник". Или отказ весной руководства государственного завода "Большевик" бороться за львиную долю своего имущества в Киеве, которое оно утратило в пользу фирм Андрея Петровича и др.
Константин Жеваго
Для основателя группы "Финансы и кредит" Константина Жеваго 2010 г. оказался полон как на приобретения, так и на потери. Первые были продиктованы исключительно бизнес-составляющей, в то время как немаловажную роль в нескольких подряд недавних фиаско сыграло отсутствие достаточного политического лобби: Константин Валентинович после выборов Президента не изменил своего политического вектора и до сих пор остается в составе фракции "БЮТ-Батькищина".
Так, на ниве скупки активов живее всего поработала главная публичная бизнес-единица - компания Ferrexpo. В феврале в результате санации она стала владельцем специализирующегося на строительстве угольных шахт государственного ОАО "Шахтопроходка". А в декабре Ferrexpo объявила о покупке австрийской фирмы Helogistics, занимающейся перевозками железорудного сырья по рекам Дунай и Рейн, у сербского бизнесмена Зорана Дракулича. Еще одна структура "бютовского" нардепа (ЗАО "Деловые партнеры") летом отметилась покупкой у ФГИУ контрольной доли ОАО "Мукачевский завод "Точприбор". В позитив стоит причислить и факт расставания с давним оппонентом в лице совладельца "Приватбанка" Игорем Коломойским, который с партнерами в начале года продал миноритарную долю в упомянутой Ferrexpo.
Впрочем, неудачи Константина Жеваго также были значимы. Например, в декабре близкая к нему "Белоцерковская ТЭЦ" была на полгода отстранена от участия в энергоэкспортных аукционах по продаже электроэнергии, в связи с тем, что буквально накануне торгов НКРЭ ввела ряд дополнительных квалификационных условий. Белоцерковцы им не соответствовали, чего не скажешь о компании "Востокэнерго" Рината Ахметова, которая без боя получила возможность выкупить "квоту" конкурента. Не менее обидной для Жеваго стала еще одна недавняя новость.
В конце ноября Киевский апелляционный административный суд вынес в деле по иску трех импортеров шприцев "Фогт Медикал Логистик" (импортирует продукцию немецкой Vogt Medical Vertrieb), "Медик-О-Планет" (импортирует продукцию немецкой Medic-o-planet) и "Альянс Фарм" (импортирует продукцию британской Medica project) решение об отмене действовавших с сентября 2009 года таможенных пошлин при ввозе шприцев на территорию Украины из Германии, Великобритании, Испании и Китая. Это ударило по бизнесу украинских производителей шприцев ОАО "Гемопласт" и ЗАО "Тюмень-Медико-Смела", которые контролируются структурами Жеваго.
Игорь Коломойский
Основатель империи под условным названием "Приват" Игорь Коломойский - фигура в бизнесе знаковая. Несмотря на то, что его нельзя причислить к фаворитам ни одной политической силы в стране, свою выгоду Игорь Валерьевич неизменно находил при любом политическом раскладе. Весь 2009 г. он семимильными шагами укрупнял нефтяной бизнес, начиная с цементирования контроля над "Укртатнафтой" и заканчивая получением в оперативное управление государственного "Укртрансгаза" через назначение во главе компании лояльного человека. В 2010 г. бизнесмен продемонстрировал свою непотопляемость. Просто он смог найти общий язык с нынешним куратором топливной отрасли Юрием Бойко.
За счет чего приватовская "Укрнафта" добилась права официально продавать газ собственной добычи промышленным потребителям, в частности, связанному "Днепразоту" и черкасскому "Азоту" Александра Ярославского. То есть, в 10 раз дороже чем населению. А это – сотни миллионов дополнительной прибыли.
Еще один пример – беспошлинный с лета ввоз в страну компанией "Ливелла" нефтепродуктов. Пока участники рынка терялись в догадках за счет чего на компанию снизошло такое счастье и кто ее покровитель, от их внимания скрылся один простой факт: в течение последних лет материнская структура "Ливелы" - СП "Тайстра" - сотрудничало только с одним крупным участником рынка – упомянутой "Укртатнафтой" (Кременчугский НПЗ). И, наконец, нельзя не вспомнить о разрешении все той же "Укрнафте" продавать производимый ею сжиженный газ на спецаукционах, в результате чего автотопливо недавно подскочило в цене в полтора раза.
Опять же, деньги лишними не бывают. Указанные примеры красноречиво свидетельствуют, что хоть 2010 г. и не стал для Игоря Коломойского годом громких приобретений (полный выкуп у Александра Третьякова доли в медиахолдинге "Главред" или даже планомерное и без сюрпризов укрепление на рынке авиаперевозок таковыми вряд ли стоит считать), но зато принес днепропетровскому негоцианту дивидендов больше, чем многих другим украинским бизнесменов. Просто-напросто Игорь Валерьевич в очередной раз доказал свое умение находить общий язык на основе совместных финансовых интересов с любыми представителями власти.
Виктор Пинчук
Зять экс-президента был одним из самых "тихих" бизнесменов при "оранжевых". Таким он остался и при Викторе Януковиче. Основная публичная активность Виктора Михайловича, как и прежде, была связана с искусством и общественной деятельностью. Более того, весь уходящий год был омрачен чередой мелких неприятностей в бизнесе.
Так, в начале 2010 года Люксембургская фондовая биржа приостановила торги еврооблигациями кипрской компании Interpipe Limited (часть корпорации "Интерпайп"). Все из-за допущенного дефолта по еврооблигациям на сумму $200 млн. Летом история продолжилась. Кредиторы обвинили корпорацию в навязываемых ею кабальных условиях реструктуризации облигационных займов. Еще одним мини-пожаром стала летняя история с продажей Николаем Лагуном акций "Дельта-банка" финансовой корпорации Cargill, в обход интересов фонда Icon Private Equity (возглавляет Кирилл Дмитриев, но одним из ключевых инвесторов считается Пинчук).
Немного раньше, весной, указанные фигуры не поделили оперативное управление над крупным коттеджным городком под Киевом "Олимпик парк". На этом фоне возможность в будущем привлечения финансируемого Icon оператора Freshtel к выполнению одной из многомиллионной нацпрограммы "Открытый мир" (обеспечение доступа школьникам к Интернет) можно считать заделом на перспективу.
Вадим Савенко
По материалам:
Коментарі
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас