Бюджетный блицкриг-2011 — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Бюджетный блицкриг-2011

Казна и Политика
2214
До 28 декабря парламент должен утвердить финансовый план государства на будущий год. Невзирая на то, что принятый в первом чтении проект Госбюджета на 2011 год эксперты оценили как "реальный", ряд отраслевых специалистов уже начали бить в набат. Говорят, что их оставили "за бортом" казны, тем самым обрекши не только на стагнацию, но и постепенное "вымирание". Поэтому обещают, что две недели бюджетного процесса будут "горячими": письма с замечаниями уже готовятся, инициируются встречи с депутатами и "влиятельными" чиновниками...
"День" вместе со специалистами изучал плюсы и минусы проекта Государственного бюджета на 2011 год.
Специальность "инженер-конструктор" может умереть, если так финансировать оборонный комплекс
Владимир Грек, президент ассоциации "Украинские оборонные технологии":
- На развитие вооруженной техники (на две бюджетных программы - закупку и разработку) предусмотрено всего лишь 350 миллионов гривен. Эта цифра сулит нам опять стагнацию, невыполнение планов, тяжелое положения на предприятиях, невыплату заработных плат...
Такое финансирование никак не решает проблемы оборонного комплекса и обеспечения вооруженных сил военной техникой. По заключенным договорам между Министерством обороны и предприятиями оборонной промышленности уже сегодня есть гособязательства на сумму более 1,5 миллиарда гривен. Это та научно-техническая продукция, которая находится в разработке и производстве на предприятиях. Таким образом, минимальные потребности 2011 года без открытия новых проектов оборонно-промышленного комплекса необходимо от 1,5 до 1,8 миллиарда гривен.
Тем более что есть Указ Президента Украины от 2004 года об утверждении Государственной программы развития военной техники до 2015 года, где определены прогнозные показатели расходов на оборонный комплекс. В целом эта сума на шесть лет составляет 23 миллиарда, то есть порядка четырех миллиардов в год. Этот Указ неотменен, он просто не выполняется. А уже в прошлом году была принята концепция среднесрочной государственной программы с уточненными показателями, где указывается, что с учетом инфляции на развития вооруженной техники на 2010-2015 год определены 39 миллиардов гривен, что уже порядка шести миллиардов в год. Получаем необоснованную непоследовательность нашего государства.
Стыдно говорить, но в 2010 году на закупку вооружения было предусмотрено семь миллионов. Это - полтора танка "Булат" и полтанка "Оплот". А на разработку военной техники выделили восемь миллионов - это оплата данного этапа одной конструкторской работы, это притом, что идут 50.
Я бы хотел подчеркнуть особый риск ситуации, что сегодня сложилась в нашей оборонной промышленности. Такая специальность, как инженер-конструктор скоро умрет в Украине. Отсутствие государственного заказа приводит к отсутствию рабочего места, а соответственно, вузы не будут готовить такой специальности. Уже сегодня выпускники наших ведущих политехнических университетов работают на рынках, уезжают за границу... Никто не работает по специальности. Если так будет продолжаться, то украинцам скоро запретят заниматься космосом, ракетами, самолетостроением, кораблестроением...
Поэтому, дабы обратить внимание власти на заведомо пагубный путь, которым оно ведет сегодня нашу оборонную промышленность, мы сейчас готовым открытое письмо премьер-министру Николаю Азарову. К слову сказать, мы уже неоднократно обращались и к Президенту, и к тому же премьеру, вице-премьеру, министрам... Но все наши обращения остаются практически без рассмотрения. Надеемся, что во время подготовки бюджету 2011 года наше открытое письмо будет своевременным, и его наконец-то примут во внимание.
Местным бюджетам недодали 3,5 миллиарда гривен
Ирина Щербина, генеральный директор Института бюджета и социально-экономических исследований:
- Бюджет готовили на основе нового Налогового и Бюджетного кодексов. И именно благодаря Бюджетному кодексу структура документа значительно улучшилась, он даже стал короче. На первый взгляд экономические показатели в целом отвечают реальному развитию страны, и они достаточно консервативны, то есть их не завышали и не занижали.
Единственное, что вызывает обеспокоенность - объем финансового ресурса, который передается в распоряжение местных бюджетов. В 2011 году скрытый дефицит местных бюджетов значительно сокращается по сравнению с нынешним. Однако для полной выплаты всех предусмотренных бюджетом заработных плат с учетом подорожания энергоносителей местным бюджетам стоит прибавить из госказны еще около 3,5 миллиарда гривен.
Пока что в бюджете на 2011 год нет среднесрочного планирования, поскольку новый Бюджетный кодекс только вступил в силу. Надеемся, оно появится уже с 2012 года.
Один из главных рисков бюджета содержится в разделе о финансировании, где записано, что от приватизации государственная казна должна получить 10 миллиардов гривен. Уже четвертый год подряд в бюджет записывают эти 10 миллиардов, но в итоге поступает менее одного миллиарда.
До конца 2011 года количество сельских хозяйств сократится на 15%
Алекс Лисситса, президент ассоциации Украинский клуб аграрного бизнеса:
- Бюджет 2011 года - полная катастрофа для сельхозпроизводителей, поскольку реальна финансовая поддержка в нем значительно меньше, чем ожидалось - около 2,2 миллиарда гривен. Для аграрного сектора это вообще ничто. Такая государственная забота об АПК поражает. Сократили дотации на мясо и молоко (в виде льготного налогообложения с НДС). Аграриев фактически лишили всего. Цены же на минудобрения, семена и средства защиты растений только за месяц возросли на 30%, в то время как, например, на зерно, наоборот, упали на 10%. То есть происходит дисбаланс в затратах и прибылях фермеров. Поэтому, на мой взгляд, до конца 2011 года прекратит свое существование около 15% всех сельскохозяйственных предприятий.
Бюджет будет очень тяжелым для малого и среднего бизнеса
Наталия Кожевина, президент Украинской ассоциации бизнес-инкубаторов и инновационных центров:
- Бюджет на следующий год будет очень тяжелым для малого и среднего бизнеса, поскольку к нему пока что больше вопросов, чем ответов. Полная неопределенность относительно структур, которые будут получать фиксированный налог от "упрощенцев". Непонятно, кто и как будет регистрировать бизнес, кто станет следить за сотрудничеством бизнеса с местными властями. Все эти факторы не поспособствуют увеличению бюджетных доходов от малого предпринимательства.
Почвы для прорыва в модернизации экономики в этом бюджете нет
Сергей Прохоров, первый вице-президент Украинского союза предпринимателей и промышленников:
- Пока что можно констатировать, что в следующем году не удастся достичь прорыва в направлении модернизации экономики, о котором недавно говорил Николай Азаров. Для такого рывка нужно инвестировать в развитие науки, нанотехнологий, увеличивать объемы инвестиций в образование. Таких расходов в бюджете на 2011 год пока что не видно. Поэтому возникает вопрос: за счет чего тогда можно достичь цели, обозначенной недавно главой государства? Напомню, он поставил задачу войти через десять лет в двадцатку самых развитых стран мира. Следовательно, нужно больше внимания уделить именно этим направлениям в бюджете.
Много говорят об административной реформе и сокращении расходов на содержание чиновнического аппарата. Этого тоже пока не видно. Поэтому властям не мешало бы раскрыть обществу информацию, где именно сократились расходы. Таким образом повысилось бы доверие общества к реформаторским шагам правительства.
Бюджетных средств для туризма хватит только на зарплату профильных чиновников
Игорь Голубаха, глава Всеукраинской ассоциации туристических операторов:
- В течение последних двух лет государство выделяло больше средств на туризм, чем планирует дать в следующем. Конечно, это было хорошо для нас и давало определенные позитивные результаты. Ведь бюджетная поддержка в первую очередь обеспечивала финансирование развития выставочной деятельности в Украине и популяризации туризма как отрасли в целом. А запланированные в 2011 году всего два миллиона гривен смогут покрыть лишь расходы на зарплату сотрудников Государственной службы туризма и курортов.
Сокращение в 2011 году расходов бюджета прямо на развитие туристической отрасли в Украине не повлияет. Однако опосредствованные угрозы все же есть. Ведь в первую очередь экономия начнется с сокращения рекламы Украины за рубежом и популяризации на внутреннем рынке отдыха. Но мы надеемся, что вице-премьер Борис Колесников, который сегодня заведует как туризмом, так и Евро-2012, сможет диверсифицировать связанные с этим риски и найдет средства, чтобы популяризировать отдых и бренд нашего государства.
Жаль, конечно, что приоритетным сейчас для Украины является не сам туризм как отрасль, а создание инфраструктуры и остальные мероприятия, связанные с футбольным чемпионатом Евро-2012. Но мы продолжаем надеяться, что государство, наконец, поймет, что туризм - одна из тех отраслей экономики, которая не требует слишком больших расходов на ее развитие, пополнение бюджета и создание инфраструктуры, а коэффициент полезного действия у рекреационного сектора высокий.
В расходной части бюджета особых сдвигов не происходит
Александра Бетлий, ведущий исследователь Института экономических исследований и политических консультаций:
- В целом, бюджет основывается на довольно реалистичном макропрогнозе. В частности, заложенный рост ВВП, внешнеэкономическая конъюнктура и обменный курс валюты близки к нашим прогнозам.
В то же время, показатель инфляции, на котором, собственно, и основывается финансовый план, несколько ниже того, который прогнозируем мы. Поэтому есть риск, что инфляция будет выше, чем запланированная правительством. Хотя однозначно так говорить нельзя - все зависит от политики власти в следующем году.
Позитивно, что впервые за многие годы Украина получила взвешенный консервативный прогноз доходной части. Однако жаль, что в расходной особых сдвигов не происходит. Хотя о расходной части говорить еще сложно. Мы до сих пор не знаем, какие именно изменения в пенсионном законодательстве будут введены. Но уже сегодня сокращен трансфер в Пенсионный фонд.
Еще один важный сдвиг бюджета 2011-го - увеличение капитальных расходов. Но в то же время, значительной остается и составляющая текущих расходов. И это понятно, ведь на протяжении последних лет власти в разы увеличили выплаты. Можно приветствовать также ограничение расходов на общее управление, но пока что неизвестно, удастся ли правительству достичь планового показателя. Также непонятно, как будет проведена административная реформа.
Из необходимых 4,5 миллиарда гривен жкх получит всего 545 миллионов
Алексей Кучеренко, экс-министр по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Украины:
- Всего в 2011 году на ЖКХ планируется выделить 545 миллионов гривен. Из них 400 миллионов государство хочет направить на проект "Чистая вода". 100 миллионов - на пилотные проекты, которые должны были бы финансироваться, на мой взгляд, за счет грантов, потому что иначе будет коррупция. И остальное - на подготовку специалистов отрасли. Все - больше ничего нет. Хотя по программе реформирования отрасли, принятой в 2009 году, в течение пяти лет ЖКХ нужно выделить 24,5 миллиарда гривен из бюджета.
То есть в год - 4,5 миллиарда гривен, а имеем всего 545 миллионов. Еще в 2009 году было понятно, что найти такие бюджетные средства - это фантастика. И я говорил об этом тогдашней оппозиции. А сегодня бюджетная роспись на отрасль - констатация этого факта. Конечно, такая сумма бюджетных средств для отрасли на 2011 год не решит ее проблем, потому что нужно в разы больше. И этот факт должен стимулировать власти к реформированию отрасли путем изменения нормативно-правовой базы, законодательства и путем привлечения частных инвестиций.
Наталия Билоусова, Алла Дубровык
По материалам:
День
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас