Европа спасает свой самый большой офшор — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Европа спасает свой самый большой офшор

Казна и Политика
698
Спасение Ирландии не принесет рынкам стабильности. Евро теряет позиции против доллара, а суммы на страхование от дефолта нескольких европейских стран растут. Банкиры и аналитики обеспокоены одним вопросом: кто следующий?
В понедельник Европа наконец выделила финансовую помощь Ирландии.
Вобщем, мало кто сомневался, что Дублин оставят на произвол судьбы и дадут объявить дефолт. Однако скорость принятия решения и единодушие позиций стран ЕС подозрительны.
Еще полгода назад, когда Греция достигла 12% дефицита госбюджета, ей предложили резко сократить все финансовые расходы и допустить европейских аудиторов к проверке государственной отчетности.
При этом звучали призывы изгнать Афины из зоны евро и даже ЕС, поскольку они, мол, были нечестными и могут повлечь за собой европейскую валюту на дно. Оскорбленная Греция также думала о девальвации и возврату к старой доброй драхмы.
Прошло восемь месяцев, и Дублин, который раздул дефицит бюджета до 32%, получает помощь, и никто не требует для него политического или экономического наказания.
Более того, Евросоюз неожиданно начинает предлагать похожее пособие Португалии и Испании. На их возражения, что еще полгода они сами смогут обслуживать долги, пока не считаются и почти заставляют взять средства.
Аналитики Bloomberg предупреждают, что такое активное расходование средств может привести к острому дефициту дешевых кредитов для национальных банков небольших стран ЕС. Причем помощь Ирландии, возможно, и оправдана, ведь само правительство попросило о вмешательстве, а вот Лиссабон и Мадрид изо всех сил сопротивляются.
В ирландском прецеденте есть и обратная сторона проблемы. Дублин создал себе имидж полуофшорной территории, где бизнесмены со всей Европы могли спокойно работать в комфортных условиях с невысокими ставками налогообложения.
Спасение общеевропейского острова финансового покоя не принесет рынкам стабильности. Евро теряет позиции против доллара, а суммы на страхование от дефолта нескольких европейских стран растут, показатели Португалии достигли исторических показателей. Банкиры и аналитики обеспокоены одним вопросом: кто следующий?
Решение на 100 миллиардов
В результате непростых переговоров, которые продолжались всю прошлую неделю, и постоянных напоминаний, что евро может потерять свои позиции на мировых рынках, ЕС согласился выплатить Ирландии 85 миллиардов евро, это примерно 115 миллиардов долларов.
Хотя вопросом, который затягивал переговоры, было не желание Брюсселя сэкономить. Наоборот, все были уверены, что деньги будут: еще 24 ноября министр финансов Германии Вольфганг Шойбле заявлял, что помощь Ирландии нужно обязательно выделять, потому что это успокоит мировые финансовые рынки.
Вопрос заключался лишь в размере помощи, ведь Дублин просил 95 млрд евро и уже начал их делить. Однако Брюссель сократил сумму на 10 миллиардов евро. В тот же день агентство Moody's заявило, что может снизить кредитную привлекательность страны сразу на несколько позиций, ведь план ее спасения выглядит неубедительно.
Аналитики Центра Брукингса считают, что сейчас крупным европейским странам могло бы быть выгодно предоставлять большие кредиты, поскольку это позволит им включить печатный станок и выпустить в свет больше наличного евро. Это будет означать девальвацию европейской валюты относительно доллара.
В результате ЕС выдаст Дублину 35 миллиардов евро на реструктуризацию активов проблемных банков и 50 миллиардов евро - на преодоление фискальных трудностей.
Обязательное условие - принятие бюджета с урезанием социальных выплат. При этом статья о налоговых льготах для компаний нерезидентов остается, хотя они не могут принести Дублину большие поступления в казну.
Умеренные оффшоры
Потерять удобную ирландскую площадку для экономического роста было бы невыгодно для нескольких европейских стран, прежде всего Германии и Великобритании.
С 1995 года Ирландия проводила политику привлечения иностранных инвестиций, особенно в сфере финансов, управления активами и фондовых рынков. Чтобы не получить ярлык офшора, правящие партии Дублина течение нескольких десятилетий создали зоны невысокого налогообложения, которые отличались удобством для ведения бизнеса.
Кроме того, Ирландия имела соглашения с 14 странами об отмене двойного налогообложения. Ее союзниками были такие европейские гиганты, как Лондон и Берлин. Эксперты Reuters полагают, что за десять лет на соседний остров британцы переправили более 12 миллиардов долларов, немцы - более 10 миллиардов долларов.
Однако все организации по борьбе с отмыванием денег, полученных нечестным путем, считают Ирландию умеренным оффшором, он стремится не столько отмывать деньги, сколько создавать удобные условия для работы инвесторов.
В частности, правительственный Международный финансовый сервисный центр предоставляет услуги для иностранных граждан в управлении валютными операциями и страхованием.
Центр позволяет платить только 10% налога на прибыль, тогда как другие компании, работающие в Ирландии, платят 12,5% налога. К тому же, компании, работающие с центром, освобождаются от муниципальных налогов на десять лет.
Другой проект правительства - зона международного аэропорта "Шеннон", где фирмы-нерезиденты платят только 10% налога на прибыль. С помощью таких мер Ирландия стремительно развивалась, хотя из-за кризиса количество иностранных инвестиций упало на 13% за год.
Теперь ситуация изменилась. Европа хочет, чтобы там остались выгодные зоны для ведения бизнеса и поэтому выделяет деньги без лишних вопросов. Однако один вопрос таки есть: это стабилизирует ситуацию на рынках или в очередь за помощью станут другие страны?
Олеся Стародубцева
По материалам:
Економічна Правда
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас