СКМ: десять лет экспансии — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

СКМ: десять лет экспансии

Фондовый рынок
6270
Любая сфера, в которую захочет вложить средства Ахметов, рискует попасть под его существенный контроль благодаря бешеным финансовым ресурсам его металлургического и энергетического бизнеса, а также огромному лоббистскому опыту.
За десять лет существования корпорация Рината Ахметова System Capital Management показала, что нет такой отрасли, в которой бы эта бизнес-империя не имела шансов захватить значительную долю рынка.
Лига отраслевых чемпионов
В ноябре СКМ отмечала десятилетний юбилей, на котором ее менеджеры рассказывали об итогах своей работы. Гендиректор компании Олег Попов флегматичным тоном подчеркнул, что СКМ - это, прежде всего, профессиональный стратегический инвестор для многих предприятий Украины и мира.
Очевидно, таким образом он надеялся смягчить имидж великого лоббиста и собирателя ресурсов, прочно закрепившийся в общественном сознании за СКМ.
Каждый из руководителей отраслевых дивизионов компании считал обязательным отметить, что его детище стало или стремится стать национальным чемпионом в своей области. Наверное, так выглядит корпоративная имиджевая установка.
Компания пытается "задавить авторитетом", мол, доля группы СКМ в ВВП Украины составляет 7%, а ее консолидированная выручка - 8,1 триллиона долларов.
Одним из важнейших показателей СКМ называет рост в ее бизнесе доли энергетики: за последние шесть лет она выросла с 12% до 19%. В начале же деятельности группы ее потенциал основывался на металлургии. Бизнес группы диверсифицируется, однако ее самочувствие до сих пор колоссально зависит от состояния мировых рынков металла.
Впрочем, наиболее проблемными аналитики считают не металлургию и энергетику, а другие отрасли. "Более рискованными для СКМ является медиа, АПК, машиностроение, недвижимость и ритейл", - говорит аналитик Concorde Capital Андрей Герус.
Железный феникс
Металлургический дивизион компании представлено холдингом Metinvest, и его основным двигателем остается добыча железорудного сырья. Именно эта продукция с наименьшей добавленной стоимостью обеспечивает группе основные поступления средств, и на этом фронте у Ахметова за последние годы немного блестящих побед.
Для переработки руды на прокат у Ахметова до 2010 года не хватало мощностей. Комбинат "Азовсталь", Енакиевский метзавод и Харцызский трубный завод могли переработать только небольшую часть руды, которую добывает группа.
Именно благодаря контролю над сырьем Metinvest пытался "держать за горло" остальных украинских меткомбинатов, пока они принадлежали небольшим финансово-промышленным группам, и надеялся, наконец, купить эти мощности.
Однако с началом кризиса, когда настала пора продавать убыточные заводы, Ахметов проиграл в войне за предприятия группы "Индустриальный союз Донбасса" и за комбинат "Запорожсталь" российским инвесторам, которые, как ожидалось, должны были создать в Украине конкуренцию "метинвестивскому" сырью .
Ахметову трудом удалось получить контроль над ММК имени Ильича, который значительно расширяет ассортимент металлических изделий Metinvest, делая его более конкурентоспособным на мировых рынках. Кроме него, в состав группы 2009 года вошли Макеевский меткомбинат и болгарская Promet Steel.
Интересна форма собственности ММК. Его влили в вертикально-интегрированный металлургический холдинг Ахметова, а создали отдельную, меньшую, но еще более тесную вертикально-интегрированную структуру с полным циклом производства.
В состав группы "Ильич-Сталь", кроме ММК, войдут Харцызский трубный завод, Ингулецкий ГОК, Авдеевский коксохимзавод и "Краснодонуголь". Поэтому в "Ильича" появятся гарантированные поставщики руды и кокса, а также возможность перерабатывать свои полуфабрикаты в трубы.
"Это просто способ отразить стоимость пакета бывшего владельца комбината Владимира Бойко. У него был выбор: либо быть акционером 2-3% всего холдинга, или 25%" мини-холдинга "Очевидно, последний вариант более комфортный и понятный для него" , - объясняет Герус.
Аналитик BG Capital Евгений Дубогрыз уточняет, что Metinvest фактически купил 94% капитала ММК, а также 75% других активов группы "Ильич-Сталь" всего за 377 миллионов долларов. При этом ММК имени Ильича сам по себе мог быть продан стратегическому инвестору не менее чем за 2 миллиарда долларов.
"Сомнительно, чтобы менеджмент ММК пошел на сделку, в ходе которой сократил свою долю в предприятии с 90% до 6%, не получив взамен ничего. В то же время, 25% в субхолдинга, предприятия которого находятся в едином цепочке , выглядит достаточной компенсацией за потерю контроля над ММК ", - говорит эксперт.
Определенный прогресс есть и в расширении доли Metinvest на мировом рынке добычи коксующегося угля. В 2009 году группа купила американскую United Coal Company - одного из лидеров в мировом производстве этого сырья.
К тому времени многие аналитики писали, что Ахметову просто отдали ненужный никому актив. Однако теперь эксперты, похоже, склоняются к противоположному мнению.
"Это очень важная фирма для Metinvest. Она работает на стратегию компании - вертикальную интеграцию. В Украине дефицит коксующегося угля, и вряд ли он исчезнет. Когда рациональным является контроль над активами за рубежом и развитие транспортной инфраструктуры", - объясняет Герус.
Итак, металлургия, и особенно монополия на железорудное сырье, продолжают оставаться мощной базой группы СКМ для экспансии в другие отрасли экономики.
Энергетике тесно в Украине
Безумный рост доли энергетики за последние годы обусловлен не только развитием действующих производств, сконцентрированных до 2004 года, но и активным накоплением новых мощностей, доли которых на рынке автоматически добавлялись к долям "Дтэк".
Так, в 2004 году компания, которая на тот момент состояла, прежде всего, из производителя электроэнергии "Востокэнерго", шахты "Комсомолец Донбасса" и трейдера "Сервис-инвест", добавила к себе объединения "Павлоградуголь". В результате, по словам куратора "Дтэк" от СКМ Сергея Коровина, эта структура добывает почти четверть всего энергетического угля в Украине.
В 2007 году "Дтэе" сконцентрировала 47,55% "Днепроэнерго", на долю которой в производстве тока всегда учитывает в своей статистике, хотя до сих пор не владеет ее контрольным пакетом. А 2010 года "Дтэк" купила по 24,9% "Западэнерго" и "Киевэнерго".
Почти все эти достижения сопровождались если не громкими рейдерскими скандалами, то, как минимум, получением предварительного теневого контроля над менеджментом предприятий. Действующие мощности "Дтэк" тоже активно развивала.
"За пять лет производство тока на "Востокэнерго" выросло на 24%, добыча угля - на 25%, на 60% расширился рынок энергоснабжающих компаний, прежде всего "Сервис-инвест", взявшая часть клиентов от" Днепрооблэнерго " и "Донецкоблэнерго" и увеличила объемы поставок электричества на 77% ", - детализирует аналитик ИК BG Capital Александр Паращий.
По его словам, еще одним фактором роста доли энергетики в продажах СКМ был рост цен на энергоресурсы по сравнению с ценами на металл.
После получения полного контроля над перечисленными генерирующими компаниями в результате приватизации их госпакетов, "Дтек" уже больше не сможет наращивать мощности в этой области: запрещает антимонопольное законодательство.
Поэтому останется только выходить на новые рынки, такие, как экспорт электроэнергии. Сейчас компания продает на Запад и в Беларусь "электрический коктейль" из дешевого ядерного и дорогого теплового тока, закупая его по цене оптового энергорынка.
Однако в перспективе "Западэнерго" рассчитывает экспортировать собственный ток направления, добившись либерализации электрического рынка. Он достаточно дорогой, но эксперты предполагают, что такая работа может быть рентабельной через несколько факторов.
Если "ДТЭК" вложит средства в реконструкцию тепловых блоков "Западэнерго", то, по оценкам экспертов, себестоимость генерации тока снизится на 5-12%.
"Западэнерго" сможет экспортировать электричество, снизив себестоимость топлива. Например, если "Павлоградуголь" будет продавать уголь на Бурштынскую ТЭС по производственной себестоимости, а не по рыночным ценам на уголь ", - говорит Паращий.
С другой стороны, и "коктейль" не слишком выгодный товар. "Сейчас в экспортную цену заложены дотации населению, превышающие эффект дешевой электроэнергии АЭС и ГЭС, поэтому прямой экспорт тока можно осуществлять все же по более низким ценам", - говорит аналитик Concorde Capital Егор Самусенко.
Однако, по словам экспертов, сейчас такой экспорт не выгоден, потому что эту электроэнергию можно продать на украинском оптовом рынке по более высокой цене.
Кроме того, "Западэнерго" после урегулирования технических трудностей могла бы продавать не сам ток, а резервные мощности. Грубо говоря - получать деньги за то, чтобы гарантировать включение энергоблоков в случае аварии на других генерирующих компаниях.
Следовательно, дальнейшее развитие "ДТЭК" на внутреннем и внешнем рынках тесно связано с либерализацией профильного законодательства.
Остальные
Другие сферы деятельности СКМ менее весомы, и это признает менеджмент группы. Так, финансовый дивизион, представленный ПУМБ, Донгорбанк и страховыми компаниями, стабильный благодаря своей интегрированности в большую группу. Медиа-бизнес, такой важный для пиара группы, прибыли ей не приносит.
"Как и у любого украинский конгломерата, основой которого является тяжелая промышленность, медиа-бизнес сейчас не может быть прибыльным. Он непрофильный, и им управляют профессиональные управленцы, а не профессиональные специалисты медиа-сферы. На падающем рынке нанимать профессиональных управленцев - путь к убыточности ", - утверждает Дубогрыз.
Большую активность СКМ проявляет в области телекоммуникаций, обладая крупнейшим частным оператором фиксированной связи компанией Vega и 45% мобильного оператора "Астелит", работающий под брендом life:).
Сейчас эта компания третья на рынке, однако ее куратор из СКМ Илья Архипов заверил: "Астелит" планирует увеличить свою долю. Мол, до сих пор конкуренция между операторами происходило в секторе голосовых звонков, а сейчас начинается погоня за лидерство на рынке широкополосного доступа в интернет, и там "компания всех переигрывает".
Самусенко говорит, что это может произойти только в случае покупки "Укртелекома". "При грамотном менеджменте этот монополист способен увеличить свою долю на рынке широкополосного доступа в интернет до 50-60%", - говорит аналитик.
По его словам, на этом рынке все игроки имеют одинаковые стартовые позиции, поэтому не исключено, что кто-то из мелких операторов переигрывает лидерам рынка голосовой связи. "Преимуществом "Астелита" может быть направленность компании на "инновации", однако это вовсе не означает, что она и впредь будет лидером в новой нише", - говорит эксперт.
Еще одной сферой, в которой СКМ обещает занять существенную долю рынка, являются железнодорожные перевозки и портовые услуги.
Центр политического и экономического анализа в комментарии "Экономической правде" отметил, что СКМ имеет потенциал по развитию транспортного бизнеса, но говорить о получении контроля в этой области невозможно из-за большого количества игроков.
"Транспортный бизнес СКМ может развиваться прежде всего для удовлетворения нужд самой компании. Дополнительные возможности есть в железнодорожном сегменте, где у крупнейшего оператора степень износа грузового подвижного состава превышает 80%, и его физически не хватает для удовлетворения потребностей рынка", - утверждается в комментарии.
СКМ также заявляет о планах развития строительного, фармацевтического, машиностроительного и даже аграрного видов бизнеса.
Следовательно, выходит, что любая сфера, в которую захочет вложить средства Ахметов, рискует попасть под его существенный контроль благодаря бешеным финансовым ресурсам его металлургического и энергетического бизнеса, а также огромному лоббистскому опыту.
Артем Захарченко
По материалам:
Економічна Правда
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас