Операция "химическая "Криворожсталь" не закончена — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Операция "химическая "Криворожсталь" не закончена

Фондовый рынок
691
После серии достижений на нефтегазовом фронте соучредители днепропетровского ПриватБанка окрылились успехами и потеряли бдительность, став единственной потерпевшей стороной неудачной попытки приватизации ОАО "Одесский припортовый завод". Все остальные стороны приватизационного шоу от участия в нем не только не пострадали, но и получили ощутимые политические или стратегические дивиденды
Норвежская Yara Inc., лидер мирового рынка азотных удобрений (мочевины и карбамида), руками украинских властей смогла выиграть первый раунд сложной борьбы за приватизацию ведущего в Украине ОАО "Одесский припортовый завод" (ОПЗ) - норвежцы и их партнеры в последний момент отказались от участия в торгах, дав правительству Тимошенко идеальный шанс дискредитировать оставшихся претендентов и обеспечить им дискомфорт на время неминуемого повторного конкурса. Вполне в русле такой стратегии 28 сентября правительство Юлии Тимошенко провело тестовые торги и после достижения максимальной цены в 5 млрд. грн. посчитало предложение заниженным. При этом официальной причиной отмены итогов конкурса премьер-министр назвала признаки устойчивого сговора между участниками, который, по ее версии, был заключен с целью не допустить к конкурсу инвесторов из Норвегии, Ливии и Польши.
Основным плацдармом проникновения Yara на рынки государств постсоветского пространства является принадлежащее ей российское россошанское ОАО "Минеральные удобрения" (РМУ). Завод является одним из трех предприятий, расположенных на маршруте аммиакопровода Тольятти - Одесса. Этот трубопровод начинается на российском ОАО "Тольятти Азот" и заканчивается в порту украинского ОПЗ. По его маршруту в РФ работают более 40 и в Украине более 20 железнодорожных терминалов, обеспечивающих экспорт всем остальным игрокам рынка удобрений. После прихода в 2002 году на РМУ корпорации Yara совладелец этого завода депутат Госдумы от КПРФ Николай Ольшанский и глава "Тольятти Азота" Владимир Махлай подверглись давлению со стороны Кремля. Они были заподозрены в намерении сдать интересы российской "химии" зарубежным сатрапам и были вынуждены свернуть значительную часть бизнес-проектов.
С учетом таких обстоятельств достижение Yara прямого контроля над ОПЗ делало вполне реальными репрессии со стороны российской власти и создавали угрозу утраты контроля над РМУ. Нынешняя попытка Yara выйти на украинский рынок приватизации была не первой. О намерениях создания целевого консорциума с этой корпорацией сейчас заявили еще два не менее мотивированных инвестора - ливийская Libian Autority Investman Fund (LAIF) и польская Kulchek Holding Ltd. При такой коллективной модели покупки ОПЗ норвежцы минимизировали риск утраты РМУ.
Видимые мотивы богатейшего в мире поляка Яна Кульчека в этом альянсе состояли в намерении расширить кооперацию с ливийскими нефтекомпаниями (до 2006 года Кульчек считался одним из главных претендентов на покупку ливийской TamOil).
Что касается ливийцев, то их цель доходчиво формулирует политический лидер Муаммар Каддафи. По его мнению, спасти Африку от голода и вырождения сможет только Ливия, а не Китай или страны Персидского залива, которые навязывают африканцам непомерные кредиты и слишком дорогой импорт агрохимии. Своих химических мощностей для восполнения таких континентальных амбиций Ливии не хватает, а скупка ливийцами химических активов в ЕС до самого последнего времени блокировалась по политическим мотивам.
Все вышеперечисленные ставки крупных зарубежных претендентов на участие в приватизации ОПЗ выглядят слишком весомыми для реализации в масштабах массового приватизационного конкурса - они явно предполагали предварительный отсев остальных, более мелких и агрессивных участников. Благо они дали тому прекрасный повод, содействуя началу судебной волокиты вокруг конкурса и поддержав мнение Президента Виктора Ющенко о несвоевременности приватизации завода.
Эти осложнения дали группе крупных зарубежных инвесторов весомое основание для отказа от участия в торгах, подождав до следующих торгов и завершения "отсева мелочи". После подобного демарша круг непосредственных участников торгов сузился до трех компаний. Ими стали садоводческое хозяйство российского инвестора Константина Григоришина (ООО "Фрунзе Флора"), которое на торгах явно выполняло роль ценового статиста; компания "Азот Сервис", действовавшая в интересах российского химического гиганта "Сибур", а также украинская компания с офшорным капиталом "Нортима".
Принадлежащий российскому "Газпрому" "Сибур" при всей своей мощи, известен химическому рынку Украины мало, и то в основном благодаря не совсем удачному проекту развития днепропетровского ОАО "Днепрошина". Тем более что на российском рынке нитратов политику диктуют отнюдь не "Сибур" и "Газпром", а специализированные корпорации "Акрон", "Азот" и "Еврохим" (нынешний конкурс они проигнорировали).
Подобные расклады делали единственным реальным претендентом на победу в денонсированных ныне торгах второго участника - так и недоукомплектованного до конца консорциума украинских производителей минудобрений "Нортима". В первоначальном и идеальном варианте этот несостоявшийся приватизационный синдикат предполагал объединить в своих рамках всех участников украинского рынка азотных удобрений - все они почти в равной мере зависят от проблемы доступа к трубопроводно-портовой инфраструктуре ОПЗ. С учетом этой зависимости в "Нортиму" должны были войти ОАО "Стирол" Николая Янковского, "РивнеАзот" Дмитрия Фирташа, северодонецкий "Азот" Алекса Ровта, черкасский "Азот" Александра Ярославского и "ДнипроАзот" Игоря Коломойского. Пока остается неизвестным, как большинство из перечисленных инвесторов отнеслись к появлению Yara в числе претендентов на ОПЗ. Нет информации и о том, какие торговые контракты или планы связывают указанные предприятия с мировым лидером. По всей видимости, не без учета этих нюансов большинство игроков украинского рынка азотных удобрений не смогли договориться между собой. В итоге реальными членами несостоявшегося синдиката стали только Ярославский и Коломойский.
Последний после денонсации итогов конкурса попытался оправдать неудачу с превращением "Нортимы" в синдикат, заявив, что в ее капитал вошли шесть компаний, "имена которых он не может разглашать без письменного разрешения". Это дало повод киевской прессе предположить, что не сегодня завтра соучредителями "Нортимы" вполне могут оказаться достойные компании - конкуренты Yara: американская Terra Inc., саудовская Saudi Basic Industries или хотя бы близкий к "Газпрому" германский BASF. Однако пока никаких признаков их интереса к несостоявшемуся украинскому синдикату нет. Поэтому ныне проведенный конкурс и отмена его результатов все же похожи на операцию по отсеву мелких претендентов для подготовки очередного, более продуктивного конкурса. При этом на период его подготовки в выигрыше останутся почти все стороны конфликтного процесса, за исключением Ярославского и группы "Приват".
Предпринявшие демарш зарубежные инвесторы получат лишнюю возможность неспешно просчитать перспективы создания новых альянсов. Россияне отчитаются перед Кремлем о срыве попытки Yara получить в лице ОПЗ "золотой ключик" к российском рынку. Не вошедшие в состав "Нортимы" украинские комбинаты еще какое-то время могут использовать политику квотирования экспортных отгрузок государственного менеджмента ОПЗ. Ведь у частного инвестора позиция будет непременно другой.
Определенные предвыборные дивиденды от отсева мелких инвесторов получит и премьер-министр Тимошенко. Политические оппоненты премьера долгие годы настойчиво обвиняли ее в работе на интересы группы "Приват". Теперь им придется срочно найти новые мифы.
Андрей Старостин
По материалам:
Коментарі
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас