На гребне волны


На гребне волны

Бизнесменов и политиков "захлестнула волна" элитного отдыха. Уже не в диковинку туры для гольфистов, теннисистов, любителей рафтинга и рыбалки. "Инвестгазета" изучала ключевые тенденции туристического сезона-2008.

Никогда не берите отпуск! Зачем он вам?" - вопрошает американский богач Дональд Трамп в своей книге "Думай, как миллиардер". Затем сам же отвечает: "Если работа не доставляет удовольствия, значит, вы работаете не там, где нужно". Некоторые украинские бизнесмены изо всех сил стараются разделить точку зрения Трампа и даже наследуют американцев, у которых оплачиваемый отпуск не регламентирован в законодательстве и зависит от условий контракта. Да только одни долго не выдерживают, а другие рубят затею на корню и отдыхают, как положено. Вот таких бизнесменов больше всего любят украинские туристические операторы, ведь львиная доля их дохода зависит от предпочтений и капризов VIP-клиентов.

К тому же изысканные прихоти миллионеров помогают им развиваться. Благодаря им, например, появляются новые дорогие направления, которые со временем становятся массовыми, а списки клиентов туристических компаний пополняются именами влиятельных лиц, что позитивно отражается на имидже туроператоров.

Путь эволюции

Отечественная индустрия путешествий развивается сегодня семимильными шагами. По итогам прошлого года объем рынка достиг $1,44 млрд., что превзошло все ожидания туристических компаний, которые прогнозировали рост на 25%. Между тем рынок по сравнению с 2006 годом обогатился на целых 58%. В этом году игроки отрасли ожидают цифру в два раза больше и строят дальновидные планы. По прогнозам коммерческого директора компании "Тез Тур" Аркадия Маслова, на протяжении ближайших десяти лет рынок будет расти с динамикой 50% в год. Это позволяет крупным украинским туроператорам без ущерба для себя отказаться от "халтуры" и предоставлять клиентам действительно качественные услуги по соответствующим ценам.

Эксперты уверяют, что рынок движется к профессионализму и сбалансированности. Одним из показателей развития становится появление новых тенденций. Например, все большей популярностью в отрасли сегодня пользуются IT-услуги. Это означает, что теперь оформление заказа на тур может происходить заочно. Общение с ответственным менеджером, самостоятельный подбор тура, его оплата и получение документов - все происходит оперативно и в электронной форме.

Одной из ярко выраженных тенденций в украинской индустрии путешествий стал активный рост цен на туры, в первую очередь это касается массовых направлений, таких как Египет, Таиланд и, конечно же, Турция. По данным Владимира Царука, руководителя центра туристической информации Национальной туристической организации, Турция в этом году подорожала в среднем на 30%. Другие специалисты называют цифру и того больше - 50%.

Обусловлено это целым рядом факторов - как общемировыми тенденциями, так и экономическими изменениями в стране. Например, рост цен на топливо и увеличение авиационных сборов привели к подорожанию перелета. "В Турции самый дорогой бензин, около пятнадцати гривен за литр. Если его стоимость увеличится, это отразится на всех ценах в стране", - констатирует Аркадий Маслов. Амбиции турецких гостиниц также не на последнем месте. Рост туристопотока на берега Эгейского и Средиземного морей вполне оправдывает повышение цен клубными отелями, желающими увеличить свою прибыль. Несмотря на это, именно Турция остается самым популярным местом проведения отпуска у среднестатистических украинских туристов. Не брезгуют этим направлением и отечественные политики, и бизнесмены, особенно ценители отдыха в межсезонье.

"Мало кто знает, что в Турции можно отдыхать круглый год. Зимой температура воздуха 25 градусов, а моря - 19. В отелях класса люкс есть открытые бассейны с морской водой. Ну и главное преимущество - небольшое количество отдыхающих", - уверяет директор компании "Тез Тур" Йосиф Андрик.

Андрей Харив, генеральный директор международной инвестиционно-девелоперской корпорации Mirax Group (Украина), не только сам любит отдыхать в Турции, но и друзей своих приобщил к проведению отпуска в этой стране. "После того как Mirax Group приобрела отель Sungate Port Royal в Турции, многие мои бизнес-партнеры, друзья и знакомые отдыхают там", - рассказывает г-н Харив.

Упрощенный доступ

Все чаще в украинские туристические агентства поступают заказы на экскурсии в Европу. Испания, Италия, Франция из года в год влекут любознательных путешественников, желающих собственным фотоаппаратом запечатлеть "нашумевшие" места. В этом направлении цены также растут, хотя менее активно, чем на отдых в Турции. По подсчетам специалистов, в среднем на 10-15% в год. Между тем стоимость поездки в Европу - не такая серьезная преграда для туристов, как получение шенгенской визы. Процесс этот частенько затягивается, да и случаев отказа в этом году особенно много (конечно же, если говорить о клиентах среднестатистических). А вот топ-менеджеры крупных компаний с такой проблемой практически не сталкиваются и могут удовлетворять свою страсть к Европе когда угодно - было бы время.

Олег Свинарчук, президент корпорации "Богдан" - путешественник со стажем. Он поделился, что за двадцать лет успел изъездить практически все континенты. При этом начиналось все именно со столиц Европы. "Сначала я ездил в составе различных туристических групп, но затем, выучив языки и получив определенную самостоятельность и независимость в этом вопросе, стал склоняться в сторону индивидуального туризма", - вспоминает г-н Свинарчук. Он относится к тем людям, которые, оснастив автомобиль навигационной системой, отправляются куда заблагорассудится. "Я люблю познавательные вещи, туры, в которых можно копнуть немного истории", - говорит топ-менеджер "Богдана".

Еще один поклонник Европы - Николай Толмачев, генеральный директор девелоперской компании "Т.М.М.". Он уже более двадцати лет катается на лыжах в горах со своими друзьями, родственниками и партнерами по бизнесу. Излюбленных мест у него много, но каждый раз он старается выбрать новый маршрут, чтобы получить новые впечатления. В прошлом году Толмачев наслаждался Швейцарией.

Не исключено, что лет через пять Европа станет более доступной для массового туризма. В любом случае, предпосылки для этого есть уже сегодня. Если наша страна присоединится к европейской программе "Открытое небо", многие иностранные компании смогут увеличить количество регулярных и чартерных авиационных рейсов. Кроме того, специалисты прогнозируют приход в Украину немецких туристических операторов, что приведет не только к росту конкуренции на рынке, но и к расширению возможностей для клиентов. В том числе и для туристов, желающих "покататься" по Европе.

Все более популярными становятся курорты США, что обусловлено удешевлением доллара. Кстати, из-за этого большинство американцев в нынешнем сезоне будут отдыхать в странах, где национальная валюта привязана к доллару, или у себя на родине. "Если будет облегчен визовый режим США и Канады, эти страны захотят открыть для себя многие украинские граждане", - говорит генеральный директор компании Mibs Travel Ukraine Елена Гетманцева. А вот большинство отечественных бизнесменов не только давно открыли для себя Америку, но и успели к ней пристраститься. Всей душой любит ее Николай Толмачев, особенно хорошо США вписываются в его горнолыжные планы. Сейчас бизнесмен выбирает время, когда лучше всего отправиться покорять снежные вершины Америки.

Топ-экзотика

Нынче многие туристы, особенно те, которые выделяют кругленькие суммы на свой отдых, "банальным" массовым курортам предпочитают курорты экзотические. И это понято. Люди, которые уходят в отпуск на одну неделю за год или один раз в пять лет, не желают экономить на своем релаксе. Некоторые топ-менеджеры боятся даже на короткое время доверить кому-то свое детище, делегируют полномочия нерешительно или отправляют в отпуск всю команду. Как правило, они стараются съездить куда-нибудь во время официальных выходных дней, коих сегодня в нашей стране насчитывается десять. Зато отдых этот поистине золотой - они посещают самые живописные места, набираются незабываемых впечатлений.

Вот такие клиенты и обусловили новую тенденцию туристической отрасли - персонализацию. "На рынке появился ярко выраженный продукт, отвечающий личностным пристрастиям заказчика. Это туры для дайверов, рыболовов, ресторанных гурманов, SPA-ценителей, гольфистов и теннисистов", - перечисляет Елена Гетманцева. Андрей Харив, например, любит экстрим: "Наша команда уже прошла тест на выживание в джунглях Камбоджи, зимой совершила экскурсию по Кольскому полуострову. Есть идеи сплавиться по горным рекам Непала", - делится бизнесмен.

В одной из киевских туристических фирм подсчитали, что такие поездки обходятся минимум в $5 тыс. на человека за неделю. Мечтает Андрей Харив посетить сакральные места Тибета, а увлечение фотографией разжигает его мечты о живописных Милфорд-Саунде или Квинстауне в Новой Зеландии.

Среди излюбленных увлечений Николая Толмачева - дайвинг и подводная фотография. Этим топ-менеджер "Т.М.М." занимается уже более семи лет. "Когда первый раз погрузился под воду, понял, что попал в совершенно другой мир. И когда вышел на берег, осознал, что там, под водой, впервые за долгое время я совершенно ни о чем не думал. С тех пор погрузиться под толщу воды - для меня лучший отдых", - рассказывает г-н Толмачев. В кругу его близких друзей есть устоявшаяся группа, с которой он путешествует по всей планете в поисках красивых мест с богатым подводным миром.

"Однажды мы даже приняли участие в международном соревновании на Маврикии. В рамках обязательной программы соревнования нужно было за определенное время сделать ряд фотографий на заданную тему. Это могли быть самые разные сюжеты: от микромира до больших панорам", - с азартом вспоминает Николай Толмачев.

На дайвинг и дайвинг-сафари не жалеет денег Владимир Слабовский, президент ЗАО "Холдинг "Т і С". Он предпочитает Красное и Средиземное моря, Тихий и Атлантический океаны, где подводный мир яркий и разнообразный.

Российско-украинский релакс

Как туристическое направление пользуется спросом и Россия. Во многом эту тенденцию диктует отечественная бизнес-элита. Например, Геннадий Газин, генеральный директор - президент группы EastOne, отмечает, что последние пять лет наилучшим отдыхом для него является рафтинг и рыбалка на Дальнем Востоке России. Он любит места, максимально отдаленные от цивилизации. Именно такая среда, по его словам, позволяет изолироваться от того, что окружает каждый день - мобильных телефонов и интернета, радио и телевидения.

Это располагает к отдыху и восстановлению сил. "Кроме того, нет людей, портящих вид дач, нет мусора и битых бутылок. Нетронутая природа, небольшая группа близких друзей и совершенно другой ритм жизни позволяют мне снизить привычный темп и дают возможность для неспешного спокойного размышления", - делится г-н Газин.

А вот Игорь Мазепа, генеральный директор инвестиционной компании Concord Capital, находит интересным юг Украины. При этом он любит корпоративный отдых и два раза в квартал старается куда-то вывезти всю команду.

"Буквально в прошлые выходные мы вернулись из самой большой в Европе пустыни. Вы удивитесь, но она находится в Херсонской области. Это Олешковские пески. Настоящие барханы, более чем 150 тысяч гектаров", - вспоминает Игорь Мазепа. Глава Concord Capital, наверное, - исключение из правил, поскольку украинские бизнесмены заявляют без обиняков, что не любят отдыхать в пределах родной страны. Многих это утомляет прежде всего из-за полного несоответствия цены и качества услуг. Между тем, по данным туристических компаний, Крым, так же, как и Карпаты, остается очень популярным направлением у массовых туристов.

Этим летом более 50% украинцев предпочли отдых на ЮБК поездке в Турцию. По прогнозам специалистов, в будущем Крым имеет шансы укрепить свои позиции. Этому может поспособствовать развитие "лоу-костов" в Украине, а также приход в нашу страну зарубежных гостиничных операторов, которые будут строить отели класса люкс на украинском побережье Черного моря. Не исключено, что тогда и отечественные бизнесмены сочтут Крым достойным местом для нарушения заповедей Дональда Трампа.

Сейшелы - любимое место отдыха Олега Свинарчука, президента корпорации "Богдан" . Ему это положено по должности, поскольку он является почетным консулом Сейшельских островов.

В конце 2007 года в ОАЭ произошло историческое событие - изменение курса национальной валюты дирхама по отношению к доллару, который не менялся почти 20 лет. Дирхам подорожал, и это привело к увеличению стоимости туров на 10%. Туроператоры обеспокоены, хотя напрасно, ведь ОАЭ нынче - один из самых популярных курортов среди украинской элиты. Например, Виктор Янукович-младший ни за что не изменит своей привычке отдыхать в этой стране.

Турция уже несколько лет сохраняет позиции одной из самых популярных курортных зон. С каждым годом здесь увеличивается количество пятизвездочных клубных отелей, а вместе с ним - цена. Турецкий берег любит Валентина Семенюк-Самсоненко, глава Фонда государственного имущества. В этом году в Турции она оставила 15 тыс. грн., что, по ее словам, в полтора раза меньше, чем в Крыму.

Майами - излюбленное место отдыха Андрея Харива, генерального директора Mirax Group. Здесь его компания развивает свой проект. В рабочих целях изучая рекреационную культуру города, топ-менеджер одновременно поддержал главную тенденцию 2008 года - удешевление доллара сделало США "Меккой" для туристов.

Дария Исакова

  • i

    Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам об этом.

Смотри также
Рейтинг популярности материала «На гребне волны» на Finance.UA - 2.0
В Контексте Finance.UA