Перед Евро-2012 Польша становится большой строительной площадкой — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Перед Евро-2012 Польша становится большой строительной площадкой

Казна и Политика
715
На разрушенных трибунах "Стадиона 10-й годовщины" в Варшаве пока еще растет трава. Ржавчина грызет перила, а по периметру процветает торговля дешевой одеждой и пиратскими DVD. Однако дни торговцев уже сочтены.
По требованию Министерства спорта Польши в сентябре они должны удалить свои палатки. Футбольной арене должен быть предан новейший архитектурный стиль. Это будут кулисы спектакля, с помощью которого Польша хочет сделать себе имя в мире спорта. Через пять лет страна вместе с соседней Украиной хочет открыть здесь чемпионат Европы по футболу 2012 года.
Каким образом до этого времени Польша намерена создать всю необходимую инфраструктуру, остается пока загадкой даже для экспертов-экономистов. Нужно построить четыре новых стадиона и восстановить два запасных. Это требования Союза европейских футбольных ассоциаций UEFA. Для того чтобы предстать гостеприимным хозяином перед лицом более 500 тысяч фанатов из всей Европы, Польше нужны еще новые отели и дороги.
Польская строительная отрасль не сможет самостоятельно построить крупные объекты. Она и так уже работает на пределе своих возможностей в новых жилых районах, центрах продаж и офисных центрах.
Самой большой проблемой предприятий является недостаток квалифицированной рабочей силы. Она есть, но уже не в Польше. Около двух миллионов молодых людей после вступления их страны в ЕС три года тому назад поддались соблазну западных заработных плат. Теперь они зарабатывают в Англии и Ирландии в три раза больше, чем дома.
Кроме того, подготовке к престижному мероприятию мешает еще и политический кризис. После многомесячной борьбы за власть правительственная коалиция распалась. И премьер-министр Ярослав Качиньский уволил министров по вопросам строительства, труда и внутренних дел. Объявление новых выборов помешало быстрому принятию законов, остро необходимых для решения вопросов на рынке труда.
Еще пару лет назад шансы найти работу в строительстве вообще были близки к нулю. Экономика Польши была парализована. Страна отстала от всех остальных экономически успешных государств Центральной и Восточной Европы.
В то время как безработица, например, в Чехии и Венгрии стабилизировалась на уровне меньше 10%, в Польше в 2003 году она возросла до 19,9%.
Следствие. Из 600 тысяч человек, занятых в то время в сфере строительства, 300 тысяч перешли на другую работу.
Правительство отреагировало на кризис. С недавнего времени оно дало украинцам, русским и белорусам право на трехмесячное трудоустройство во всех отраслях польской промышленности. Однако для строительных предприятий этого слишком мало.
"Для больших проектов фирмы нуждаются в разрешении на трудоустройство сроком на один год", - говорит Мордашевич.
Время поджимает
Марцин Кулинич, эксперт по миграции польского Министерства по вопросам труда, призывает успешные польские строительные предприятия быстрее повышать зарплату, чтобы вернуть обратно уехавшую рабочую силу. "Рабочей силы достаточно, не хватает хорошей зарплаты", - говорит Кулинич.
Сейчас для того, чтобы своевременно подготовить стадионы к игре, польские власти обдумывают даже вопрос о возможном использовании заключенных на строительных площадках. Дипломатическая миссия польского Министерства труда зондировала в Пекине возможности привлечения в страну китайской рабочей силы.
"Когда китайцы завершат подготовку к Олимпийским играм 2008 года в Пекине, они могли бы продолжить работу в Польше", - предложил заместитель министра по вопросам труда Польши Казимеж Куберски.
Он хочет пригласить также индийцев и вьетнамцев. Потому что знает, что самый большой до настоящего времени иностранный контингент - украинский - не сможет больше расти. В украинской строительной отрасли такая же нехватка рабочей силы. Украина, как и Польша, нуждается в новых стадионах и гостиницах для "совместного спортивного спектакля".
Для этого нужны также новые дороги и железнодорожные сообщения, чтобы с удобством преодолевать большие расстояния между городами, в которых будут проводиться матчи (Киев, Львов, Днепропетровск). Украинские аэропорты также ждут реконструкции. Однако два миллиона человек покинули страну. В большинстве своем это мужчины, которые сейчас зарабатывают деньги на стройках России, Польши и Чехии.
Тем временем рост спроса в Польше привлекает даже немцев. Например, строительные команды из Баварии, Лаузица и Рудных гор строят на западе Польши, во Вроцлаве, один из крупнейших в Европе водноспортивных комплексов стоимостью 33 млн. евро. 80% субподрядчиков и большинство рабочих - из Германии. "Это было большой неожиданностью. Мир перевернулся, потому что известные своими высокими ценами немцы представили предложение на 20% выгоднее, чем их польские конкуренты", - говорит Павел Морас, руководитель проекта немецкого заказчика Interspa и будущий шеф комплекса в Вроцлаве.
Причина. Увеличение заработной платы на 15% в год постепенно нивелирует преимущества по расходам польских строительных предприятий. Таким образом, немецкие предприятия в соседней стране становятся конкурентоспособными. Они работают с современным оборудованием и меньшим персоналом более эффективно, чем польские конкуренты.
Кристиан Шаудвет
По материалам:
Інвестгазета
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас