Культ безналичности


Вчера стало известно о покупке ПриватБанком 11 тыс. POS-терминалов, что позволит ему закрепить безусловное лидерство на рынке безналичных расчетов.

Другие банки намерены сохранить свое присутствие на рынке, однако не стремятся противостоять ПриватБанку. По их мнению, вложения в рынок безналичных платежей будут убыточны еще два-три года.

Вчера компания Hypercom Corp. (США) сообщила о продаже ПриватБанку 11 тыс. POS-терминалов. По данным компании, с учетом последней закупки ПриватБанк с начала года приобрел у Hypercom 15 тыс. POS-терминалов. Руководитель департамента продвижения карточных продуктов и эквайринга ПриватБанка Татьяна Черная отметила, что часть купленных терминалов уже установлена и при необходимости в октябре банк осуществит очередную закупку. «Мы являемся лидерами на Украине по выпуску пластиковых карт (34,7%.—Ъ) и стремимся обеспечить своих клиентов возможностью расплачиваться картами в торговых сетях»,— объяснил очередную сделку заместитель председателя правления ПриватБанка Юрий Кандауров.

По данным Ассоциации украинских банков, на 1 июля 2007 года ПриватБанк занимал среди банков первое место по активам (40,132 млрд грн) и капиталу (4,297 млрд грн). По данным ассоциации EMA на 1 августа, банк выпустил 12,717 млн платежных карт и установил 3945 банкоматов, 31024 POS-терминала, обслуживающих карты Visa и MasterCard. Сейчас ПриватБанк занимает 40% рынка POS-терминалов, установленных украинскими банками (по данным НБУ, на 1 августа — 77448 терминалов). Среди лидеров также «Райффайзен Банк Аваль» — 4939, «Надра» — 4458 и «Финансы и Кредит» — 2439. Новая закупка может позволить ПриватБанку монополизировать рынок, развитие которого в последнее время ускорилось.

«Благодаря тому, что вступило в силу постановление Кабинета министров, обязывающее торговцев устанавливать платежные терминалы, темпы их прироста с начала 2007 года составили 25 процентов по сравнению с 13 за аналогичный период прошлого года»,— сказал исполнительный директор Нацбанка по вопросам платежных систем Виктор Кравец. Хотя объемы безналичных платежей по уже установленным POS-терминалам (среди всех операций с платежными картами) пока еще малы. Сейчас на Украине лишь 3,5% (3,281 млрд грн) карточных трансакций проходит через POS-терминалы, тогда как в странах Западной Европы этот показатель превышает 30—40%.

Впрочем, несмотря на большой потенциал рынка безналичных карточных платежей, большинство банков пока не стремится резко увеличивать свою долю на нем. «Мы планируем за этот год удвоить количество своих терминалов,— заявил директор департамента розничного бизнеса „Райффайзен Банк Аваль” Антон Романчук.— При этом мы выбираем тех торговцев, где клиенты будут активно ими пользоваться, однако и у нас это не всегда получается. И гнаться за ПриватБанком мы не будем». А начальник управления развития продуктов для частных клиентов ОТП Банка Алексей Руднев отметил, что, в отличие от ПриватБанка, большинство банков не включают в стратегические задачи строительство сети POS-терминалов. «Входить в этот рынок сейчас и отвоевывать на нем место нецелесообразно»,— считает он. По словам банкиров, они получают в качестве прибыли не более 1% от объема безналичных платежей (Нацбанк рекомендует банкам взимать комиссию не более 2%), то есть 328 млн грн, и поэтому не считают вложения в него оправданными. «Этот рынок не является высоко прибыльным и не будет таковым ближайшие два-три года»,— уверен Антон Романчук.

  • i

    Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам об этом.

Смотри также
Весь рынок:Финтех и Карты
Все, что мы знаем про:ПриватБанк КРУ
Рейтинг популярности материала «Культ безналичности» на Finance.UA - 2.0
В Контексте Finance.UA