ГлавноеВалютаМеталлыКредитыДепозитыИндексы
Статьи
30.04.2014 10:00

Туристический голод: Что ждет Крым по итогам курортного сезона-2014



Туристический голод: Что ждет Крым по итогам курортного сезона-2014

Крым рассчитывает принять в этом году не менее 3 миллионов туристов, заявил и.о. главы самопровозглашенной Республики Крым Сергей Аксенов.

Это более чем оптимистический прогноз, учитывая, что в невоенном 2013 году (за все 12 месяцев) в Крыму отдохнуло 6 млн человек. Не стоит забывать, что здравницы Крыма пустуют с начала оккупации полуострова в марте 2014 года, да и майские праздники существенно не улучшат положение дел в туристической отрасли полуострова. Сейчас загрузка отелей в Крыму катастрофическая — падение составило более 90%.

“На сегодняшний день загрузка отелей Крыма составляет около 3-5%. В отели и пансионаты едут в основном россияне, да и то это деловые поездки, а не на отдых”, — рассказывает председатель общественной организации по защите прав потребителей “Курортный Крым” Александр Бурдонов.

Не стоит также забывать, что из всех отдохнувших в 2013 году в Крыму туристов только 1,5 миллиона были россияне. 70% туристов Крыма — более 4 миллионов в год — ранее составляли украинцы, которые теперь вряд ли захотят ехать на полуостров. При этом 30% заполняемости санаториев Крыма обеспечивал Фонд социального страхования и профсоюзы Украины.

На перекладных

Стоит признать, что власти России прекрасно осознают плачевность всей экономической ситуации в Крыму, где большинство населения живет за счет туризма. Чтобы хоть как-то исправить ситуацию, правительство России ввело госрегулирование цен на авиа- и железнодорожные билеты в Крым.

Так, Росавиация установила предельную стоимость билета в одну сторону из городов России в Крым в размере от $70 (для Уфы и Кирова) до $191 (для Иркутска). Размер госсубсидий для авиакомпаний будет аналогичным стоимости билета. При этом источник финансирования этих субсидий пока не определен, сообщил замминистра транспорта РФ Валерий Окулов, а значит авиакомпании будут неохотно летать в Крым себе в убыток.

Останавливает авиакомпании от полетов в Крым и тот факт, что Международная организация гражданской авиации (ICAO) рекомендовала перевозчикам избегать воздушного пространства над Крымским полуостровом. Тем, которые нарушит рекомендации ICAO, грозят санкции, что откровенно пугает российские авиакомпании, выполняющие и международные рейсы по всему миру. В частности, авиаперевозки из Калининграда в аэропорт Симферополя невозможны из-за позиции Евроконтроля, и европейские диспетчеры, согласно предупреждению Евроконтроля, не будут предоставлять услуги по аэронавигационному обслуживанию самолетам, следующим в Крым.

Не лучшим образом обстоят дела и с железнодорожным транспортом. Из-за сложностей с пересечением российско-украинской границы летом 2014 года количество поездов в Крым сократится почти вдвое. В графике движения поездов в Крым через территорию Украины на 2014—2015 год, который будет действовать с 1 июня, согласован пропуск 36 поездов в Крым. Для сравнения: летом 2013 года между Россией и Крымом ходило около 70 поездов, зимой этого года — 45.

Если учитывать, что согласно вступившему в силу 28 апреля закону Украину “Об оккупированных территориях” (№1207-VII), въезд иностранцев в Крым допускается только по специальному разрешению, то российские туристы смогут попасть на полуостров только через Керченский пролив. Объезд территории Украины выливается для россиян в трудности с логистикой: поезд в Адлер едет намного дольше, чем в Симферополь (через Украину), а затем туристам необходимо будет пересесть на паром “Крым — Керчь”, а дальше добираться до места отдыха на автобусе.

Три парома, которые вмещают несколько десятков автомобилей, ходят между портами Кавказ и Крым, находящимися на расстоянии 5 км друг от друга около 7 раз в сутки в каждом направлении. Интервал движения автомобильных паромов не превышает трех часов. По данным местных жителей, летом, когда количество автомашин значительно увеличивается за счет отдыхающих, интервал сокращают до двух часов. Но даже в этом случае время ожидания в очереди на паром достигает восьми часов, при том, что сама переправа на другой берег занимает всего около 20 минут.

Учитывая, что основные туристы в Крыму — это семейные люди в возрасте 30-40 лет с детьми, им вряд ли захочется добираться на полуостров на перекладных.

Да и инфраструктура полуострова оставляет желать лучшего. Полки крымских магазинов стоят полупустые, международные и украинские торговые сети сворачивают свою деятельность на полуострове, а отели и санатории не принимают к расчету банковские карты. Более того, Крым может остаться без света и воды. Так, “ДТЭК Крымэнерго” может отключить электричество для населения полуострова из-за задолженности, которая составляет 741 млн грн (это в 4 раза больше, чем “ДТЭК Крымэнерго” платит ежемесячно в “Энергорынок” за электроэнергию для полуострова). Из-за долгов возможно отключение в Крыму и воды.

Каков итог?

По прогнозам участников рынка, туристический поток в Крыму в сезоне-2014 году упадет на 90%. “На сегодняшний день у нас нет бронирований путевок в Крым, даже нет звонков от тех, кто интересуется таким отдыхом”, — говорит директор туркомпании “Пан Укрейн” Ольга Юденко.

И если в 2013 году туризм принес в бюджет полуострова около 12 млн грн, то в этом на полуострове могут рассчитывать в лучшем случае на 1,5 млн грн.

Единственное, что может спасти ситуацию — принудительная отправка на отдых в Крым российских бюджетников. О перспективе этого пути свидетельствует запрет для всех сотрудников силовых ведомств России (около 1,1 млн чел.) выезжать на отдых за границу. “Они все в принудительном порядке едут в Крым”, — считает депутат Госдумы России Илья Пономарев.

Если же этого не произойдет и курортный сезон в Крыму будет полностью провален, Владимиру Путину следует готовиться к “голодным бунтам” крымчан, для которых туризм всегда был основной строкой доходов.

Ольга Сороколетова


По материалам Дело

Смотри также

Весь рынок: Казна и Политика   

Архивы: 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007 2006 2005 2004 2003 2002 2001